ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА

ВЕРНУТЬСЯ В МЕНЮ

Составитель Александр  Москва. 2003 г

 

 

 

 

 

КРАТКАЯ

ЦЕРКОВНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

 

Часть 2

 

Православные иконы.

 

 

 

 

 

 

 

Чтимые чудотворные  иконы

 

АХТЫРСКАЯ ИКОНА Божией Матери, чудотворная икона, чтимая в России в 18-19 веках. Явлена в 1739 в селении Ахтырка Харьковской епархии; в 1751 Синод постановил почитать Ахтырскую икону как чудотворную. Ахтырская икона особо чтилась российским императорским домом. Прославлению иконы способствовала императрица Елизавета Петровна, на деньги которой по проекту архитектора В. В. Растрелли в 1768 в Ахтырке был построен для чудотворной иконы величественный Покровский собор. Иконография Ахтырской иконы восходит к итало-греческим образцам. На русских иконах 18-19 веков Богоматерь изображена со сложенными на груди в молитве руками (в соответствии с католической традицией), слева от Нее — Голгофский крест с распятым Иисусом Христом. В народе икона почиталась как целительница от многих болезней; водой, которой обмывали иконы Ахтырской Богоматери, лечили от лихорадки. В 1905 чудотворная Ахтырская икона была ограблена; в 1917 она исчезла из Покровского собора. С чудотворной Ахтырской иконы было сделано несколько списков, почитавшихся в основном на юге России, особенно в Харьковской епархии.

Празднование — 2(15) июля.

 

 

БОГОЛЮБСКАЯ ИКОНА Божией Матери, одна из древнейших чудотворных икон Богоматери; создана в 1157 (?) по заказу князя Андрея Боголюбского. Иконография Боголюбской иконы восходит к византийскому типу Богоматери Заступницы (Агиосоритиссы), молящейся за род человеческий. На Боголюбской иконе Богоматерь изображена в рост, в руке — развернутый свиток с текстом молитвы, обращенной ко Христу, на верхнем поле — Деисус. Первоначальная живопись на древней Боголюбской иконе сильно потерта. Почитание иконы как чудотворной относится к московскому периоду русской истории. В начале 15 века икону, вероятно, приносили в Москву для реставрации, с этого времени началось ее прославление. В 16-17 веках особо почитались изображения Боголюбской иконы с коленопреклоненным народом (святыми), называемые «Моление о народе». В 18-19 веках местночтимые иконы Боголюбской Богоматери имелись во многих храмах; особенно к ним прибегали с молитвой об избавлении от чумы в 1771. В настоящее время Боголюбская икона находится во вновь открытом Княгинином монастыре во Владимире.

Празднование — 18 июня (1 июля).

 

 

ВЛАДИМИРСКАЯ ИКОНА Божией Матери, главная чудотворная икона России, величайшая национальная русская святыня. Икона Богоматери с младенцем Христом на руках, в иконографическом типе Умиления была исполнена талантливым греческим художником в Константинополе в начале 12 в. и в первой трети столетия прислана в Киев. Согласно летописному сообщению, в 1155 Андрей Боголюбский унес ее с собою во Владимиро-Суздальское княжество, где она хранилась в построенном им Успенском соборе и где она стала почитаться как чудотворная Владимирская. В 1160-е гг. было составлено первое сказание о чудесах иконы (исцеления людей от болезней, помощь Андрею Боголюбскому и его приближенным). В 1395 во время нашествия на Русь татар под предводительством Тимура Владимирскую икону принесли в Москву для моления о покровительстве и спасении города. На месте встречи (сретения) иконы в Москве был основан Сретенский монастырь. Через несколько лет после чудесного избавления Москвы от разорения была составлена повесть об этом событии, в которой Владимирская икона была соотнесена с прославленной византийской Одигитрией, благодаря чему с ней связали сказание о евангелисте Луке, написавшем прижизненный образ Богородицы с младенцем Христом. На протяжении 15 в. икону неоднократно возвращали во Владимир; окончательное перенесение ее в Москву, в новый Успенский собор (1475-79), произошло 23 июня 1480. В 16 в. в царствование Ивана Грозного, почитание Владимирской иконы достигло своего апогея. Под руководством митрополита Макария была составлена серия сказаний о чудесах Богоматери Владимирской, большинство из которых вошло в главное литературно-историческое сочинение 16 в., т. н. Степенную книгу царского родословия. С иконы делались многочисленные почитаемые копии-списки. Самые известные из них: два списка начала 15 в., один из которых сделан для Успенского собора во Владимире, другой — для Успенского собора Московского Кремля и список начала 16 в. с клеймами праздников и святыми на полях, хранящийся, как и первый список, в Успенском соборе Московского Кремля.

В течение веков икона украшалась массивными окладами из золота и серебра с драгоценными камнями и жемчугом и многочисленными привесками (ювелирными женскими украшениями, крестами, иконками, монетами). Первый богатый золотой оклад (согласно летописи — около пяти кг золота, не считая серебра) был сделан по заказу Андрея Боголюбского (не сохранился); второй золотой оклад — по заказу митрополита Фотия в начале 15 в.; в 1656-58 по указу патриарха Никона изготовлена золотая риза (оклад и риза хранятся в Оружейной палате). На протяжении столетий Владимирская икона неоднократно реставрировалась, были надставлены поля, в начале 15 в. на тыльной стороне иконы написали (или поновили древнее изображение) престол с орудиями страданий Христа. Научная реставрация Владимирской иконы была осуществлена в 1918: из-под записей открылась древняя живопись, от которой остались только лики и небольшие фрагменты на одеждах. В настоящее время икона хранится в Государственной Третьяковской галерее в Москве.

Церковное празднование Владимирской иконы совершается трижды в год: 26 августа (в память чудесного спасения Москвы в 1395), 23 июня (в память окончательного перенесения иконы в Москву и бескровной победы над татарами на реке Угре в 1480) и 21 мая (в память избавления Москвы от набега крымского хана Махмет-Гирея в 1521). В древности празднования сопровождались крестными ходами с чудотворным образом или одним из его списков.

 

 

ВЛАХЕРНСКАЯ ИКОНА Божией Матери (Одигитрия), одна из особо чтимых в Москве в 17 веке греческих икон. Привезена в 1653 из Константинополя в дар царю Алексею Михайловичу. Вместе с иконой была прислана грамота, в которой ее происхождение связывалось с Влахернским монастырем Константинополя, а история ее почитания — с ранней историей константинопольской Одигитрии. Икона хранилась в Успенском соборе Московского Кремля; царь брал ее с собой в военные походы. Празднование иконы совершалось в пятую неделю Великого поста (суббота Акафиста). Влахернская икона — рельефная, исполнена воскомастикой и темперой; по иконографическому типу — список Одигитрии, близкий к Смоленской иконе Божией Матери; создана во второй половине 15 — начале 16 (?) веков, возможно, как повторение древней иконы на старой доске. На иконе имеется греческая надпись «Богохранимая». В настоящее время икона хранится в церкви Ризположения Московского Кремля. Чтимые рельефные списки второй половины 17 — начала 18 веков: в родовом имении Строгановых-Голицыных в с. Влахернском (Кузьминки) под Москвой (ныне в Третьяковской галерее), в Высокопетровском монастыре в Москве (ныне в церкви Рождества Богоматери в Симоновом монастыре), в Спасо-Влахернском монастыре под г. Дмитровым (ныне в Центральном музее древнерусского искусства имени Андрея Рублева в Москве).

Празднование — 7 (20) июля.

 

 

«ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЬ», одна из самых популярных и широко почитаемых в императорской России чудотворных икон Богоматери, имеющая целый ряд значительно отличающихся один от другого иконографических вариантов.

Согласно преданию, первое чудо от иконы с названием «Всех скорбящих Радость» произошло в 1688: благодаря молебну у образа Богоматери в храме Преображения на Большой Ордынке в Москве излечилась от тяжелой болезни родная сестра патриарха Иоакима. В память об этом было установлено празднование иконы, а храм получил наименование чудотворного образа. Икона «Всех скорбящих Радость» из этого храма почитается как древняя чудотворная. На этом образе в центре иконы изображена Богоматерь с Младенцем Христом на руках, Ее окружают люди, жаждущие исцеления и заступничества, вверху — утешающие людей ангелы и святые; на лентах — тексты с молитвенными наименованиями благодатной помощи от Богоматери («помощница обидимых», «алчущих кормилица», «больных исцеление» и т. п.). На сокращенных копиях-списках и репликах чудотворного образа Богоматерь изображается без Младенца.

Особое почитание Богоматерь «Всех скорбящих Радость» получила в Санкт-Петербурге, куда царевной Натальей Алексеевной в 1711 был перенесен список московской святыни. Икона стала одной из главнейших святынь Санкт-Петербурга и почиталась как чудотворная; с нее делали многочисленные списки и упрощенные реплики, одна из которых прославилась в 1888 в бедной часовне на Стеклянном заводе (во время сильной грозы к иконе прикипели 12 медных грошей из разбитой кружки для подаяний, от иконы стали происходить исцеления и другие чудеса).

В 18-19 веках иконы Богоматери с названием «Всех скорбящих Радость» почитались чудотворными во многих городских и сельских храмах по всей России. Икона «Всех скорбящих Радость» из одноименного храма при Доме милосердия в Харбине на Дальнем Востоке была вывезена в США и стала святыней Русской Православной Зарубежной Церкви.

Празднование — 24 октября (6ноября).

 

 

 «ДЕРЖАВНАЯ» ИКОНА Божией Матери, чудотворная икона Богоматери, явленная, согласно сказанию, в день отречения от престола 2 (15) марта 1917 императора Николая II, что в глазах русского православного народа знаменовало передачу верховной царской власти и попечительства о России Богоматери. Икона была найдена в подвале церкви Вознесения в Коломенском и сразу же получила почитание как чудотворная. Икону возили по московским храмам, фабрикам и заводам; с нее делали копии-списки. Название иконы «Державная» соответствует ее иконографии: Богоматерь изображена как Царица Небесная, восседающая на троне, облаченная в красную царскую одежду, на голове — корона, в правой руке — скипетр, в левой — держава (шар — символ Вселенной), на Ее коленях — Отрок Христос, благословляющий правой рукой, а левой указывающий на державу; вверху в облаках — благословляющий Бог Отец. Икона исполнена масляными красками на доске с полукруглым верхом, датируется концом 18 века. Первоначально она принадлежала кремлевскому женскому Вознесенскому монастырю; в 1812 при наступлении Наполеона была спрятана в Коломенском, где осталась забытой. В 1928 «Державная» икона была передана в Государственный Исторический музей, в 1990 возвращена в Коломенское (в церковь Казанской Богоматери).

Празднование — 2 (15) марта.

 

 

ДОНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ, одна из самых чтимых в России чудотворных икон. Относится к иконографическому типу «Умиление». Исполнена для Успенского собора г. Коломны в конце 14 века. На обороте иконы изображено Успение Богоматери. Прославление иконы связано с военными походами Ивана Грозного против ханств, образовавшихся на развалинах Золотой Орды, и с воспоминанием о победе на берегах Дона в Куликовской битве 1380. В царствование Ивана Грозного за победителем в Куликовской битве московским князем Дмитрием Ивановичем (1350-89) закрепилось прозвище Донской. Донским стал именоваться и основанный Дмитрием Ивановичем накануне Куликовской битвы Успенский собор в Коломне, а хранимая там икона Богоматери — Донской. В 1552 Иван Грозный взял икону в военный поход на Казань, а после покорения Казанского ханства поставил Донскую икону в Благовещенский собор Московского Кремля. Донская икона участвовала также в походе Ивана Грозного на Полоцк в 1563. С заступничеством иконы (после молитвы царя Федора Ивановича перед ней) связывали спасение Москвы от набега крымских татар хана Казы-Гирея в 1591. В память об этом событии в Москве был основан Донской монастырь, для которого сделали точный список с оригинала. На протяжении 17-19 вв. икона почиталась как действенная заступница от иноверных и иноплеменных врагов. К ней обращались с молитвами, составляли похвальные слова, повести и сказания, в которых отразились как реальные факты ее истории, зафиксированные в летописях 16 в., так и сочиненные в 17 в. легенды об участии иконы в Куликовской битве, во время которой икону будто бы подарили князю Дмитрию «донские казаки». Икона почиталась, вероятно, еще в конце 14 — начале 15 в., о чем свидетельствуют ее ранние уменьшенные копии-списки. В 17 в. на иконе был богатейший золотой оклад с многочисленными драгоценными камнями (не сохранился). В настоящее время икона хранится в Третьяковской галерее в Москве.

Ежегодное празднование Донской иконы 19 августа (1 сентября крестным ходом в Донской монастырь установлено в середине 17 в.

 

 

«ЖИВОНОСНЫЙ ИСТОЧНИК», чудотворная икона Божией Матери, находившаяся в константинопольском монастыре Богоматери Пиги (Источника), исполненная на стене в технике мозаики в 14 веке. В иконографическом типе «Живоносный Источник» (Зоодохос Пиги), получившем большое распространение в поствизантийский период в итало-критской живописи, Богоматерь с Младенцем Христом изображена погрудно, сидящей в бассейне в виде большой каменной чаши, из которой через сливные отверстия вода изливается в нижний бассейн; внизу — фигуры жаждущих исцеления людей. На Руси иконы «Живоносный Источник» появились в 17 веке. В 18-19 веках особо чтимые иконы «Живоносный Источник» находились в Саровской пустыни, в Туле, в Новодевичьем монастыре в Москве и во многих других городах по всей России, в том числе в Соловецком монастыре (написана по заказу соловецкого архимандрита в Константинополе).

Празднование иконы «Живоносный Источник» — в пасхальную пятницу.

 

 

«ЗНАМЕНИЕ» КУРСКАЯ-КОРЕННАЯ ИКОНА Божией Матери, чудотворная икона, самая прославленная копия-список иконы «Знамение» Новгородская. История ее почитания началась, вероятно, в 16 веке. По преданию, в 1597 царь Алексей Михайлович повелел принести в Москву чтимую в Курске икону «Знамение». В Москве икона была обновлена: вставлена в раму с образами пророков, царица Ирина Федоровна украсила ее драгоценным окладом. Вскоре икону возвратили в Курск, где была основана Коренная обитель (названа в память явления иконы, произошедшем, по преданию, в 13 веке «при корне дерева»). Икону вновь принес в Москву Лжедмитрий I, возвращена в Курск в 1615 царем Михаилом Федоровичем. В 1898 эсеры пытались взорвать святыню, но она осталась невредимой. В 1918 чудотворная Курская-Коренная икона и ее список в драгоценных окладах были украдены, но вскоре найдены брошенными (без окладов). В 1920 икона была вывезена за границу: после временного возвращения в Крым, в армию генерала Врангеля, она была отправлена в Югославию, где находилась в течение 25 лет; во время второй мировой войны в 1944 переправлена в Германию. С 1951 является святыней Русской Православной Зарубежной Церкви в США.

Сохранившаяся икона «Знамение» Курская-Коренная небольших размеров, исполнена в конце 16 века; изображения пророков на раме более поздние. В 17-19 веках икона особенно почиталась как покровительница православного воинства, ее копии брали в военные походы. Ежегодно икону носили крестным ходом из курского Знаменского собора, где она хранилась с 17 века, в Коренную пустынь. Многочисленные копии иконы (в основном в южных районах России), также почитались чудотворными.

Празднование ее, как и других списков «Знамение», 27 ноября (10 декабря).

 

 

«ЗНАМЕНИЕ» НОВГОРОДСКАЯ ИКОНА Божией Матери, древнейшая русская чудотворная икона Богоматери, главная святыня Великого Новгорода и русского Севера. Почиталась как покровительница Новгорода уже в 12 веке. В сказании, составленном в 14 веке на основе древних источников, рассказывается, что 25 февраля 1169 во время осады Новгорода войсками суздальского князя Андрея Боголюбского икона была вынесена на городскую стену; одна из стрел осаждавших попала в изображение Богоматери, икона повернулась ликом к городу, из очей Богоматери потекли слезы; пораженные этим чудом, суздальцы в панике стали нападать друг на друга и были побеждены новгородцами. В 15-16 веках в Новгороде писали иконы с изображением этого чуда. В конце 15 — начале 16 веков чудотворная икона получила наименование «Знамение» (в значении — знак милости Божией). Икона широко почиталась и в последующие столетия, став общерусской святыней.

Икона «Знамение» Новгородская создана в первой половине 12 века. По иконографии представляет собой поясное изображение Оранты, на груди Богоматери медальон с образом благословляющего Младенца Христа. На другой стороне святые (либо Петр и Анастасия, либо Иоаким и Анна — надписи с их именами не сохранились), представленные молящимися образу Христа. В течение столетий икона многократно реставрировалась; в 1565 ее поновлял митрополит Макарий. От живописи 12 века сохранились только фрагменты синей одежды Богоматери на лицевой стороне и изображения святых на обороте. В начале 20 века на иконе был массивный золотой оклад с драгоценными камнями.

Первоначально икона находилась в церкви Преображения на Ильине улице, в середине 15 века ее перенесли в построенную для нее одноименную церковь. В годы советской власти икона хранилась в Новгородском музее; в настоящее время — во вновь открытом для богослужения новгородском Софийском соборе. На протяжении 12-19 веков с иконы делались многочисленные копии-списки, широко почитавшиеся по всей России; самые известные из них: Абалацкая (1637, главная святыня Сибири), Царскосельская (в Знаменской церкви Царского села; считалась семейной святыней Романовых), Серафимо-Понетаевская (1879, главная святыня женского Серафимо-Понетаевского монастыря).

Празднование — 27 ноября (10 декабря).

 

 

ИВЕРСКАЯ ИКОНА Божией Матери (Одигитрия), одна из самых прославленных и почитаемых икон православного мира, святыня Иверского (грузинского) монастыря на Афоне. Согласно сказанию на греческом, грузинском и русском языках, известному в нескольких вариантах, икона Богоматери, спасаемая от иконоборцев, чудесным образом оказалась в Иверском монастыре на Афоне; здесь она была помещена в надвратной церкви и получила название Портаитисса (Вратарница). Древняя чудотворная икона иверского монастыря представляет собой вариант Одигитрии, в котором лик Богоматери склонен и обращен к Младенцу Христу, представленному также в легком повороте к Матери. На подбородке Богоматери изображена кровоточащая рана, согласно сказанию, нанесенная противниками икон. Икона датируется 11-12 вв.; серебряный грузинский оклад — начала 16 в. В 17 в. в России при царе Алексее Михайловиче Иверская икона была особо чтимой. По его заказу в 1648 в Иверском монастыре иконописцем иеромонахом Ямвлихом исполнена точная копия иконы, находившаяся в 17 в. в Успенском соборе Московского Кремля, а затем перенесенная в Новодевичий монастырь. Вторая точная копия афонской святыни была исполнена в 1655 по заказу патриарха Никона и находилась в основанном им Иверском монастыре на Валдае (не сохранилась). Две уменьшенные афонские копии Иверской иконы, принадлежавшие царевнам Софье и Евдокии, дочерям Алексея Михайловича, после их смерти были помещены в надгробные иконостасы собора Новодевичьего монастыря. Самой знаменитой, прославившейся многочисленными чудесами была русская копия-список с греческой иконы 1648, находившаяся в Иверской часовне у Воскресенских ворот Китайгородской стены, с которой в свою очередь делались новые списки, почитавшиеся как чудотворные (Иверская икона в церкви Воскресения в Сокольниках в Москве; несохранившаяся Иверская икона 1672 письма Симона Ушакова в Нижнем Новгороде). В 1929 Иверскую часовню закрыли, а в 1934 снесли вместе с Воскресенскими воротами. Местонахождение образа Иверской часовни точно не известно; согласно последним данным, с ним может быть отождествлена Иверская икона из собрания Третьяковской галереи. В 1995 были восстановлены Воскресенские ворота и Иверская часовня, для которой в Иверском монастыре на Афоне по просьбе патриарха Алексия II был сделан новый список (исполнен иеромонахом Ксенофонтова монастыря иконописцем Лукой). В часовне перед образом совершается ежедневно непрестанное богослужение с чтением Акафиста.

Празднование Иверской иконы Портаитисcы на Афоне — в третий день Пасхи, Иверских копий в России — 13 (26) октября.

 

 

ИЕРУСАЛИМСКАЯ ИКОНА Божией Матери (Корсунская, Гефсиманская) (Одигитрия), чудотворная икона, чтимый древний вариант Одигитрии, напоминающий Иверскую икону; отличается левосторонним изображением Младенца Христа (сидит на правой руке Богоматери). Согласно позднему преданию, в котором нашли отражение сведения о почитании константинопольских святынь и события русской истории, икона написана в 15-е лето по преставлении Богоматери в Гефсимании в Иерусалиме апостолом Лукой, откуда перенесена в Константинополь, затем в Херсонес, далее — в Киев и, наконец, в новгородский Софийский собор; во второй половине 16 века царь Иван Грозный взял икону в Москву. Известны две чтимые иконы, называемые в поздних источниках Иерусалимскими, а в более ранних (до 18 века) — Корсунскими: в новгородском Софийском соборе (поздняя икона в серебряном окладе 11 века) и в Успенском соборе Московского Кремля (древняя икона или список с новгородской; исчезла в 1812 и была заменена списком 17 века). Иконы 16-17 веков, имеющие аналогичную иконографию и называемые Иерусалимскими, повторяют чтимую новгородскую икону.

Празднование — 12 (25) октября.

 

 

КАЗАНСКАЯ ИКОНА Божией Матери (Одигитрия), повсеместно чтимая и самая популярная чудотворная икона Богоматери в России. Явлена в Казани в 1579 после присоединения ее к Московскому государству. Обстоятельства обретения Казанской иконы подробно описаны участником этого события будущим патриархом Гермогеном. Краткое сказание вместе с первой копией-списком Казанской иконы было послано царю Ивану Грозному; по его указу на месте явления основан женский Успенский монастырь. В 1594 Гермоген составил подробную повесть о явлении Казанской иконы; список повести конца 16 — начала 17 века украшен миниатюрами (Лицевое сказание).

Казанская икона представляет собой погрудное изображение Одигитрии, в котором голова Богоматери склонена к Младенцу Христу, представленному в фас. Явленная икона была небольших размеров; Иван Грозный украсил ее драгоценным окладом. Первоначально она находилась в казанском Успенском монастыре, дальнейшая ее история неясна. В 19 — начале 20 века особо почитались три Казанские иконы, каждая из которых считалась подлинной чудотворной: в Успенском монастыре в Казани (вероятно, явленная в 1579; украдена и уничтожена (?) в 1904); в Казанской церкви на Красной площади в Москве, основанной после освобождении Москвы от поляков ополчением Д. Пожарского (эта икона — один из первых списков чудотворной Казанской, принесенная с ополчением, — не сохранилась); в Казанском соборе в Санкт-Петербурге (ныне во Владимирском соборе). Местночтимые списки Казанской иконы многочисленны; большинство из них имеет свои собственные сказания и историю почитания.

Празднование Казанской иконы совершается 8 (21) июля — в память о явлении иконы в 1579 и 22 октября (4 ноября) — в память избавления Москвы и России от поляков в 1612.

 

 

«МИЛОСТИВАЯ» КИККСКАЯ ИКОНА Божией Матери, чудотворная икона, главная святыня острова Кипра, одна из трех икон Богоматери, написанных, согласно греческому преданию, евангелистом Лукой. По иконографии представляет собой наиболее экспрессивный вариант Елеусы (Умиления), с резвящимся Младенцем Христом на руках Богоматери. Наименование «Киккская» связывают с названием горы Коккос (или Киккос). Списки чудотворной Киккской иконы почитались в России в 17 веке; один из них находился во Флорищевой пустыни Владимирской епархии.

Празднование — 15(28) ноября и 26 декабря (8 января).

 

 

«НЕОПАЛИМАЯ КУПИНА», одна из самых популярных в России в 16-19 веках чудотворных икон Богоматери, почитавшаяся как защитница от стихийных бедствий, особенно от пожара. В основе ее изображения — библейский рассказ о явлении пророку Моисею на горе Хорив (Синай) горящей, но не сгорающей купины (куста), истолкованный богословами как прообраз Богоматери. В православном искусстве «Неопалимая Купина» изображалась в виде горящего куста с заключенным в нем образом Богоматери (обычно в типе Знамения) и коленопреклоненным пророком Моисеем перед ним. В 16 веке возникла символико-аллегорическая композиция с поясным изображением Богоматери с Младенцем Иисусом на руках, которая окружена небесными сферами и двумя перекрещивающимися прямоугольниками с вытянутыми заостренными углами (образующими восьмиконечную звезду), заполненными воспевающими Богоматерь и поклоняющимися Ей небесными силами и ангелами стихий — росы, грозы, мрака, мороза, льда, огня и т. п., с ветхозаветными прообразами Богоматери («лествица», гора, врата и т. д.) на ее изображении и в углах иконы, которые сопровождаются надписями. В 18-19 веках особо почитались исполненная на камне (по преданию — от «Синайской горы») икона в Благовещенском соборе Московского Кремля и местный образ церкви Неопалимой Купины в Хамовниках в Москве, по преданию, перенесенный туда из «Святых сеней» Грановитой палаты Московского Кремля.

Празднование — в день памяти пророка Моисея 4 (17) сентября, установлено в 1680.

 

 

«НЕЧАЯННАЯ РАДОСТЬ», чудотворная икона Божией Матери. Иконография иконы возникла на основе повести святителя Димитрия Ростовского о получившем нечаянную радость прощения грехов разбойнике, включенной в его сочинение «Руно орошенное», посвященное прославлению иконы Богоматери из черниговского Ильинского монастыря (издано в Чернигове в 1680). В соответствии с рассказом, на иконе изображен коленопреклоненный грешник перед образом Богоматери с Младенцем Христом на руках. Под образом Богоматери на постаменте написан текст из повести, начинающийся словами: «Человек некий беззаконный...». Чудотворная икона Богоматери «Нечаянная Радость» находилась в царских комнатах кремлевского дворца. После 1817 ее перенесли в церковь Благовещения на Житном дворе у кремлевской стены; икона стала одной из самых прославленных московских святынь. После закрытия церкви в 1918 икона была спасена верующими. Чтимая ныне икона «Нечаянная Радость» из церкви Ильи Пророка в Обыденном переулке в Москве, вероятно, происходит из церкви Благовещения на Житном дворе (по другой версии — из церкви Константина и Елены у кремлевской стены). 

Празднование — 9 (22) декабря и 1 (14) мая.

 

 

ОДИГИТРИЯ (греч. Путеводительница), знаменитая чудотворная византийская икона, известная во всем христианском мире. Название, согласно византийским источникам 11-12 вв., происходит от греч. Odegoi — указывающие путь; этим словом называли проводников, сопровождавших слепых к чудотворному источнику, на пути к которому располагался храм Одигон с хранившейся там чудотворной иконой Одигитрией. Со временем с этой иконой стали связывать греческое сказание 6 века о написании первого образа Богородицы при Ее жизни евангелистом Лукой.

В 11-14 веках — покровительница Константинополя и личная святыня императоров. Каждый вторник ее носили крестным ходом по городу, на поклонение ей приходили паломники из многих стран христианского мира, очевидцы оставили описания иконы и совершаемых ею чудес (Стефан Новгородец, 1-я половина 14 в. и другие русские паломники, испанец Руи Гонсалес де Клавихо, начало 15 в.). Погибла в 1453 при осаде Константинополя турками.

Богоматерь и Младенец на иконе были изображены, по-видимому, в фас, по пояс, в верхних углах иконы помещались полуфигуры архангелов, на обороте иконы — Распятие; образ был украшен массивным богатейшим окладом с драгоценными камнями и вставлен в специальный футляр-киот.

На протяжении веков с иконы делались многочисленные списки-копии и свободные варианты-реплики, которые становились чтимыми образами в различных православных странах и монастырях и получали специальные названия (обычно по месту своего нахождения).

Словом «Одигитрия» называют также иконографический тип, в котором лики Богоматери и Младенца не соприкасаются.

 

 

ОСТРОБРАМСКАЯ ИКОНА Божией Матери (Виленская икона), чудотворная икона, широко почитаемая православными и католиками в Белоруссии, Литве, на Украине и в Польше; находится в часовне, называемой Острая Брама (Острые Ворота) в Вильнюсе. На иконе (размером 2 м х 1,63 м) Богоматерь изображена по пояс, голова склонена, глаза опущены, руки скрещены на груди; на голове двухъярусная корона, нимб окружен острыми лучами сияния со звездами; золоченая риза полностью закрывает фигуру, оставляя открытыми только лик и руки. Православные называют Остробрамскую икону также «Корсунская Благовещение», связывая с ней легенду о древнем происхождении из Корсуни и считая изображение Богоматери частью сцены Благовещения. Католики видят в ней образ Непорочной Девы Марии, который возник в западно-европейском искусстве во второй половине 16 века. Остробрамская икона исполнена в 1620-1630-е годы и, вероятно, воспроизводит первообраз, созданный нидерландским художником Мартеном де Восом. В юго-западных славянских землях и в Польше имеется ряд чтимых списков Остробрамской иконы. В 18-19 веках в часовне Остробрамской иконы регулярно совершалось католическое и православное богослужение.

Празднование — 26 декабря (8 января) и 14(27) апреля в день памяти трех литовских мучеников.

 

 

ПОЧАЕВСКАЯ ИКОНА Божией Матери, чудотворная икона Божией Матери, широко почитаемая в Православной и Католической Церкви, особенно в Галиции, Боснии, Сербии и Болгарии. По преданию, принесена в 1559 константинопольским патриархом Неофитом; в 1597 передана в новооснованный Успенский Почаевский монастырь, где прославилась чудесами многочисленных исцелений, а в 1675 — спасением Почаева от разорения турками. В первой четверти 18 века Почаев перешел к униатам, но икону продолжали почитать как чудотворную. В 1831 Почаев вернулся к православным, монастырь получил название лавры; слава Почаевской иконы распространилась по всей России, с нее делались списки, почитавшиеся также как чудотворные. В Почаевской лавре особенно почитался большой чудотворный образ Почаевской Богоматери (вклад киевлян в память избавления Киева от холеры в 1848) с изображением «стопы Богородицы» в нижней части иконы (по преданию, Богоматерь посетила Почаевскую гору и оставила на камне отпечаток Своей стопы). Древняя Почаевская чудотворная икона небольшого размера; Богоматерь изображена склонившей голову к Сыну, сидящему на Ее правой руке (слева), в левой руке Богоматери плат, которым Она прикрывает Младенца; на полях иконы фигуры святых. Икона вставлена в раму-оклад.

Празднование — 23 июля (5 августа) в память избавления от турок в 1675 и 8 (21) сентября в память принесения иконы в Россию из Греции в 1559.

 

 

«СКОРОПОСЛУШНИЦА», чудотворная икона Божией Матери, святыня монастыря Дохиар на Афоне. Согласно афонскому преданию, в 1664 Богоматерь наказала монаха, проявлявшего небрежение к Ее образу, написанному на стене, а затем, после его раскаяния и молитвы, чудесно исцелила его и повелела именовать этот образ «Скоропослушницей». Чтимый список афонской святыни находился в Москве в часовне Святого Пантелеймона на Никитской улице (принесен 14 ноября 1887). В 19 веке копии-списки «Скоропослушницы» почитались по всей России.

Празднование — 9 (22) ноября.

 

 

СМОЛЕНСКАЯ ИКОНА Божией Матери (Одигитрия), одна из самых чтимых в России чудотворных икон, главная святыня Смоленска. История и изображение иконы, почитавшейся в Смоленске до 15 в., неизвестны. Согласно позднему преданию, икона была принесена на Русь из Константинополя в 1046 византийской принцессой Анной, матерью Владимира Мономаха. Известно, что в 15-16 вв. в Москве особо почиталась принесенная из Смоленска икона типа чудотворной византийской Одигитрии. Смоленскую икону, как и Одигитрию, связывали со сказанием о евангелисте Луке, написавшем прижизненный образ Богоматери. В 1456 икона была возвращена из Москвы в Смоленск. Об этом событии была составлена повесть, включенная в Московский летописный свод конца 15 в. С 1514, когда Смоленск был присоединен к Московскому государству, Смоленская икона приобрела значение общерусской святыни. В 1525 в честь нее был заложен Смоленский собор основанного тогда в Москве Новодевичьего монастыря. В 16-19 вв. Смоленская икона почиталась по всей России; ей посвящены десятки храмов, копии-списки ее, как и Владимирской иконы Божией Матери, самые многочисленные русские иконы Богоматери. Многие списки ее также почитались как чудотворные, о них создавались сказания. Древняя чудотворная икона, находившаяся в Смоленске в 15-20 вв., вероятно погибла во время Великой Отечественной войны.

День празднования Смоленской иконы — 28 июля (10 августа) — установлен в 1658 по случаю перенесения чудотворного образа в новый Успенский собор Смоленска.

 

 

«СПОРИТЕЛЬНИЦА ХЛЕБОВ», чудотворная икона Божией Матери, почитаемая в Оптиной пустыни. Создана в 1890 по замыслу Амвросия Оптинского иеромонахом Даниилом (академический живописец Д. М. Болотов, 1837-1907, брат игуменьи Шамардинской обители матери Софии). Преподобный Амвросий заказал эту икону в голодный для Центральной России год, дал ей название, указывающее на особое предназначение образа для моления о хлебе насущном, и установил день ее празднования (15 октября) после уборки урожая. На иконе Богоматерь изображена восседающей на облаках и благословляющей двумя руками уходящее вдаль хлебное поле со снопами ржи на первом плане (в основе пейзаж близ Шамардинской обители). С иконы делались живописные списки и литографии; прославление ее приобрело общероссийский характер. По причине необычного наименования, нетрадиционной иконографии, а также неблагожелательного отношения епархиальных властей к старцу Амвросию после его смерти почитание иконы как чудотворной было запрещено Синодом. В 1892 икона была взята в ризницу кафедрального собора Калужской епархии, но ее почитание продолжалось. По некоторым сведениям, ныне икона находится в деревне Михнево под Вильнюсом. Один из живописных списков, с надписью на обороте «Благословение батюшки о. Анатолия. 1912», находится в Третьяковской галерее в Москве. Во вновь открытых Оптиной (1987) и Шамардинской (1990) обителях почитают новые списки иконы, отличающиеся от оригинала 1890 более традиционным изображением Богоматери.

Празднование — 15 (28) октября.

 

 

«СПОРУЧНИЦА ГРЕШНЫХ», чудотворная икона Божией Матери. Богоматерь изображена с Младенцем Христом на руках, сидящим справа; в углах иконы ленты с надписью: «Азъ споручница грешныхъ къ Сыну Моему...». Икона была написана в Одрин-Николаевском монастыре Орловской епархии; в 1844 от нее получил исцеление безнадежно больной ребенок. Икона стала почитаться чудотворной, особенно к ней прибегали в годы эпидемии холеры. Чтимые списки «Споручницы грешных» — в Москве в церкви Николая Чудотворца в Хамовниках (прославилась в 1848, почитается как чудотворная из Одрина монастыря) и в других городах.

Празднование — 7 (20) марта и 29 мая (11 июня).

 

 

«СТРАСТНАЯ» ИКОНА Божией Матери (Одигитрия), чудотворная икона, представляющая собой один из иконографических вариантов Одигитрии. В углах иконы изображены летящие ангелы с орудиями страстей Христовых в руках (копие, трость, Голгофский крест), лик Богоматери склонен к Младенцу, повернувшему голову к летящему ангелу и держащемуся обеими руками за кисть правой руки Богоматери. В поствизантийское время этот иконографический тип был популярен у мастеров итало-критской школы и получил большое распространение как в Католической, так и в Православной церкви. Иконы Страстной Одигитрии появились и на Руси. В 17 веке при царе Михаиле Федоровиче прославилась чудесами Страстная икона из села Палицы в Нижегородской губернии. В 1641 ее перенесли в Москву, на месте встречи был основан Страстной монастырь, с нее делались многочисленные списки.

Празднование — 13 (26) августа.

 

 

ТИХВИНСКАЯ ИКОНА Божией Матери (Одигитрия), одна из самых почитаемых в России чудотворных икон Богоматери. Согласно сказанию, составленному на основе местного предания в конце 15 века, икона чудесным образом явилась в северных русских землях, остановившись «на воздухе» над рекой Тихвинкой в Новгородской области, где для нее была сооружена церковь Успения. Год явления иконы, по сказанию — 1383 (княжение Дмитрия Донского, при митрополите Пимене), был выбран, вероятно, потому, что в 1380-е годы на Русь было привезено несколько икон Одигитрии. Предыстория Тихвинской иконы общая с константинопольской Одигитрией. В повесть на Сретение чудотворной Владимирской иконы (середина — вторая половина 16 века) включен рассказ о явлениях Богоматери на Русской земле, в котором Одигитрия Лиддская (Римская) отождествлена с явившейся на реке Тихвинке иконой. На протяжении 16-17 веков сказание о Тихвинской иконе обогащалось новыми историческими сведениями и чудесами (построение трижды сгоравшей Успенской церкви на Тихвинке, посещение Тихвина великими московскими князьями Василием III в 1526 и Иваном Васильевичем в 1547, основание монастыря Иваном Грозным в 1560, осада монастыря шведами в 1613 и т. д.), которые изображались в клеймах икон Богоматери Тихвинской с чудесами (икона из Благовещенского собора Московского Кремля середины 16 века с изображением в клейме Ивана Грозного и новгородского архиепископа Макария, аналогичные иконы 16-17 веков из Тихвинского монастыря и др.).

По иконографии Тихвинская Одигитрия напоминает Иверскую, от которой отличается изображением скрещенных ног Младенца Христа с развернутой к зрителю подошвой. В 19 веке Тихвинская икона почиталась по всей России, особенно к ней прибегали при болезнях детей. В Тихвинском монастыре ежегодно совершалось 24 крестных хода с чудотворной иконой. В начале 20 века на иконе был массивный драгоценный оклад, перед ней висела золотая лампада. Списки иконы многочисленны; имеются местночтимые чудотворные образы. Чудотворная Тихвинская икона из Тихвинского монастыря в настоящее время хранится в Чикаго в США.

Празднование — 26 июня (9 июля).

 

 

ТОЛГСКАЯ ИКОНА Божией Матери, чудотворная икона, древняя чтимая святыня Толгского женского монастыря под Ярославлем. Сохранились три иконы, происходящие из Толгского монастыря и называемые «Толгская»: большой образ 13 века с изображением восседающей на троне Богоматери с прильнувшим к Ее щеке Младенцем Христом, стощим на Ее коленях с правой стороны (хранится в Третьяковской галерее в Москве), и два сокращенных поясных списка этого образа начала — первой половины 14 века (первая поясная хранится в Ярославском художественном музее, вторая — в Русском музее в Санкт-Петербурге). Согласно сказанию, составленному во второй половине 16 века на основе местного предания, явление иконы произошло в 1314 на берегу реки Толги (приток Волги). К этому времени относят написание первой поясной Толгской иконы. Первое чудо иконы — источение мира (по сказанию — в 1392, по историческим записям — в 1428). Известно несколько списков поясной иконы. Во вновь открытом Толгском монастыре — новые списки Толгской иконы 1314 года.

Празднование — 8 (21) августа.

 

 

«ТРОЕРУЧИЦА», одна из самых прославленных и широко почитаемых в православном мире чудотворных икон Богоматери типа Одигитрии, святыня сербского монастыря Хиландар на Афоне. Отличается левосторонним изображением Младенца Христа (сидит на правой руке Богоматери). Согласно преданию, благодаря молитве у этого образа исцелил свою руку, отрубленную по навету врагов, защитник иконопочитания и гимнограф Иоанн Дамаскин (8 век); в благодарность он принес в дар чудотворной иконе серебряное изваяние исцеленной руки, которое было привешено к иконе (в связи с этим она получила наименование «Троеручица»). Предание связывает предысторию «Троеручицы» с Палестиной, а ее появление в Сербии — со святым архиепископом Саввой (конец 12 века); при нашествии турок икона была возложена на осла, который принес ее на Афон. В Хиландаре «Троеручица» почитается как игуменья монастыря; сохранившаяся здесь чудотворная икона датируется серединой 14 века. «Троеручица» получила широкое почитание в России с 17 века, когда были принесены с Афона ее списки (один из них — патриарху Никону для Новоиерусалимского Воскресенского монастыря); имеется ряд местночтимых русских списков «Троеручицы», на которых вотивная серебряная рука изображена красками как третья рука Богоматери.

Празднование — 28 июня (11 июля).

 

 

«УМИЛЕНИЕ», Серафимо-Дивеевская икона Божией Матери («Всех радостей Радость»), чтимая икона преподобного Серафима Саровского, находившаяся в его келье; перед этим образом он скончался 2 января 1833. После смерти Серафима Саровского икона была передана в Дивеевский монастырь; в годы Советской власти хранилась в г. Муроме; ныне в резиденции патриарха Алексия II. В настоящее время является одной из особо чтимых святынь Русской Православной Церкви; в пятую неделю Великого Поста (суббота Акафиста) икону приносят в кафедральный патриарший Богоявленский собор для чтения перед нею Акафиста. Икона написана на полотне маслом во второй половине 18 в., по иконографии восходит к почитаемой в Литве и западной России Остробрамской иконе Божией Матери, от которой отличается отсутствием западных атрибутов — лунного серпа внизу и звезд вокруг нимба. Богоматерь изображена без Младенца, руки сложены на груди, голова склонена, глаза полузакрыты. На иконе драгоценный оклад, исполненный по заказу императора Николая II. С иконы делались многочисленные списки, особенно после канонизации Серафима Саровского в 1903. Один из наиболее ранних (1840-50-е гг.) был исполнен на стекле, на обороте (на картоне) имелась надпись о благословении этим образом митрополитом Филаретом монахини Зачатьевского монастыря (икона погибла в 1984).

Празднование — 28 июля (10 августа), в Дивеевском монастыре совершалось также празднование 9 (22) декабря (день основания обители).

 

 

«УТОЛИ МОЯ ПЕЧАЛИ», чудотворная икона Божией Матери. По преданию, принесена в Москву казаками в 1640 в царствование Михаила Федоровича; находилась в церкви Николая Чудотворца в Пупышах, где имелась летопись многочисленных чудес, происшедших от образа. В Москве почиталось несколько списков этой иконы. Богоматерь изображена приложившей левую руку к Своей голове, склоненной набок; правой рукой Она придерживает стопы Младенца Христа, у Которого в руках поднятый вверх развернутый свиток со словами: «Суд праведный судите, милость и щедроты творите...». В настоящее время в Москве особо почитается икона «Утоли моя печали» в храме Николая Чудотворца в Кузнецкой слободе (принесена сюда из храма Николая Чудотворца в Садовниках при его закрытии). 25 сентября 1765 список иконы «Утоли моя печали» был привезен в Санкт-Петербург и прославился там чудесами. Иконы Богоматери «Утоли моя печали» почитались в целом ряде городов и монастырей. Один из списков, называемый «Утоление печали», принадлежал сенатору графу Н. Б. Самойлову, который в 1784 построил придельный храм в Одрин-Николаевском монастыре Орловской епархии и перенес туда чтимый образ.

Празднование — 25 января (7 февраля).

 

 

ФЕОДОРОВСКАЯ-КОСТРОМСКАЯ ИКОНА Божией Матери, одна из самых древних русских чудотворных икон Богоматери, сохранившаяся до наших дней. Была создана, вероятно, в 1239 по заказу великого владимирского князя Ярослава Всеволодовича (в крещении — Феодора) к свадьбе его сына Александра Невского. Является списком-репликой чудотворной Владимирской иконы. Отличительная особенность Феодоровской иконы — обнаженная левая ножка Младенца Христа, сидящего на правой руке Богоматери; на обороте — поясное изображение Параскевы-Пятницы. Во второй половине 13 века Феодоровская икона особо почиталась костромским князем Василием Ярославичем. Сказание о Феодоровской иконе возникло под влиянием сказания о Владимирской Богоматери, в нем соединены народные предания и воспоминания о событиях русской истории. В 1613 благодаря Феодоровской иконе был «умолен» на царство Михаил Федорович Романов; икона стала широко почитаемой общерусской святыней. Известен ряд чтимых списков 17-19 веков. Древняя Феодоровская икона многократно поновлялась и реставрировалась; первоначальная живопись на ликах Богоматери и Христа сильно потерта. Икона хранилась в Костроме: сначала в Успенском соборе, в годы советской власти — в церкви Воскресения на Дебре, в настоящее время в Богоявленско-Анастасиином кафедральном соборе. С Феодоровской иконой совершались ежегодно крестные ходы: в день Святой Троицы — в Ипатьевский монастырь, 16 августа — в Спасо-Запрудненскую церковь на место «обретения» иконы.

Празднование — 14 (27) марта в память прекращения Смуты в 1612 и 16 (29) августа в память явления иконы.

 

 

ЧЕНСТОХОВСКАЯ ИКОНА Божией Матери (Одигитрия), одна из древнейших чудотворных икон типа Одигитрии. Принесена в Галицкую Русь из Византии в 12 веке; в конце 14 столетия после присоединения русских земель к Польше стала святыней католического Ясногорского монастыря в Ченстохове. История почитания иконы в Галицкой Руси неизвестна. В первой половине 14 века в Ченстоховском монастыре было составлено сказание о Ченстоховской иконе, согласно которому предыстория отождествляла ее с константинопольской Одигитрией. В 1430 икона была повреждена иконоборцами-таборитами; в 1434 образ заново написали на старой доске в стиле западной живописи. На правой щеке Богоматери изображена кровоточащая рана, передающая след, оставшийся на древнем образе от удара саблей. Ченстоховская икона почитается в западнорусских православных землях и в католическом мире; имеется много чтимых списков Ченстоховской иконы, хранящихся в православных и католических храмах.

Празднование в России — 6 (19) марта, в католическом мире — 27 августа (9 сентября).

 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА

ВЕРНУТЬСЯ В МЕНЮ

WWW.VERUI.NAROD.RU

 

 

 

Hosted by uCoz