Составитель
Александр Москва.
2003 г
КРАТКАЯ
ЦЕРКОВНАЯ
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
Часть 2
Православные
иконы.
Чтимые
чудотворные иконы
АХТЫРСКАЯ
ИКОНА Божией
Матери,
чудотворная
икона, чтимая
в России в 18-19
веках. Явлена
в 1739 в селении Ахтырка
Харьковской
епархии; в 1751
Синод
постановил почитать
Ахтырскую
икону как
чудотворную. Ахтырская
икона особо
чтилась
российским императорским
домом.
Прославлению
иконы способствовала
императрица
Елизавета Петровна,
на деньги
которой по
проекту
архитектора
В. В.
Растрелли в 1768
в Ахтырке
был построен
для
чудотворной
иконы величественный
Покровский
собор.
Иконография Ахтырской
иконы восходит
к
итало-греческим
образцам. На
русских
иконах 18-19
веков
Богоматерь
изображена
со
сложенными
на груди в
молитве
руками (в
соответствии
с
католической
традицией), слева
от Нее — Голгофский
крест с
распятым
Иисусом
Христом. В
народе икона
почиталась
как
целительница
от многих
болезней; водой,
которой
обмывали
иконы Ахтырской
Богоматери,
лечили от
лихорадки. В 1905
чудотворная Ахтырская
икона была
ограблена; в 1917
она исчезла
из Покровского
собора. С
чудотворной Ахтырской
иконы было
сделано
несколько
списков,
почитавшихся
в основном на
юге России,
особенно в
Харьковской
епархии.
Празднование
— 2(15) июля.
БОГОЛЮБСКАЯ
ИКОНА Божией
Матери, одна
из
древнейших
чудотворных
икон Богоматери;
создана в 1157 (?)
по заказу
князя Андрея Боголюбского.
Иконография Боголюбской
иконы
восходит к
византийскому
типу Богоматери
Заступницы (Агиосоритиссы),
молящейся за
род
человеческий.
На Боголюбской
иконе
Богоматерь
изображена в
рост, в руке —
развернутый
свиток с
текстом
молитвы, обращенной
ко
Христу, на
верхнем поле
— Деисус.
Первоначальная
живопись на
древней Боголюбской
иконе сильно
потерта.
Почитание
иконы как чудотворной
относится к
московскому
периоду
русской
истории. В
начале 15 века
икону, вероятно,
приносили в
Москву для
реставрации,
с этого
времени
началось ее
прославление.
В 16-17 веках
особо
почитались
изображения Боголюбской
иконы с
коленопреклоненным
народом (святыми),
называемые
«Моление о
народе». В 18-19
веках местночтимые
иконы Боголюбской
Богоматери
имелись во
многих
храмах; особенно
к ним
прибегали с
молитвой об
избавлении
от чумы в 1771. В
настоящее
время Боголюбская
икона
находится во
вновь
открытом Княгинином
монастыре во
Владимире.
Празднование
— 18 июня (1 июля).
ВЛАДИМИРСКАЯ
ИКОНА Божией
Матери,
главная
чудотворная
икона России,
величайшая
национальная
русская
святыня.
Икона Богоматери
с младенцем
Христом на
руках, в иконографическом
типе
Умиления
была исполнена
талантливым
греческим
художником в
Константинополе
в начале 12 в. и в
первой трети столетия
прислана в
Киев.
Согласно
летописному сообщению,
в 1155 Андрей Боголюбский
унес ее с
собою во
Владимиро-Суздальское
княжество,
где она
хранилась в
построенном им
Успенском
соборе и где
она стала
почитаться
как
чудотворная
Владимирская.
В 1160-е гг. было
составлено
первое
сказание о
чудесах иконы
(исцеления
людей от
болезней,
помощь Андрею
Боголюбскому
и его
приближенным).
В 1395 во время
нашествия на
Русь татар
под
предводительством
Тимура
Владимирскую
икону
принесли в
Москву для
моления о
покровительстве
и спасении города.
На месте
встречи (сретения)
иконы в
Москве был
основан
Сретенский
монастырь.
Через
несколько
лет после чудесного
избавления
Москвы от
разорения была
составлена
повесть об
этом событии,
в которой
Владимирская
икона была
соотнесена с
прославленной
византийской
Одигитрией,
благодаря
чему с ней
связали
сказание
о евангелисте
Луке,
написавшем
прижизненный
образ
Богородицы с
младенцем
Христом. На протяжении
15 в. икону
неоднократно
возвращали
во Владимир;
окончательное
перенесение
ее в Москву, в
новый
Успенский
собор (1475-79), произошло
23 июня 1480. В 16 в.
в
царствование
Ивана
Грозного,
почитание Владимирской
иконы
достигло
своего апогея.
Под
руководством
митрополита Макария
была
составлена
серия
сказаний о
чудесах Богоматери
Владимирской,
большинство
из которых
вошло в
главное литературно-историческое
сочинение 16 в.,
т. н. Степенную
книгу
царского
родословия. С
иконы
делались
многочисленные
почитаемые копии-списки.
Самые
известные из
них: два списка
начала 15 в.,
один из
которых
сделан для Успенского
собора во
Владимире,
другой — для
Успенского
собора
Московского
Кремля и
список
начала 16 в.
с
клеймами
праздников и
святыми на
полях, хранящийся,
как и первый
список, в
Успенском соборе
Московского
Кремля.
В
течение
веков икона
украшалась
массивными
окладами из
золота и
серебра с драгоценными
камнями и
жемчугом и
многочисленными
привесками
(ювелирными
женскими украшениями,
крестами,
иконками,
монетами). Первый
богатый
золотой
оклад
(согласно летописи
— около пяти
кг золота, не
считая серебра)
был сделан по
заказу
Андрея Боголюбского
(не
сохранился);
второй
золотой
оклад — по заказу
митрополита Фотия в
начале 15 в.;
в 1656-58 по
указу
патриарха
Никона
изготовлена
золотая риза
(оклад и риза
хранятся в
Оружейной палате).
На
протяжении
столетий
Владимирская
икона
неоднократно
реставрировалась,
были
надставлены
поля, в
начале 15 в.
на
тыльной
стороне
иконы
написали (или
поновили
древнее
изображение)
престол с
орудиями
страданий
Христа.
Научная
реставрация Владимирской
иконы была
осуществлена
в 1918: из-под
записей
открылась
древняя
живопись, от
которой
остались
только лики и
небольшие
фрагменты на
одеждах. В
настоящее
время икона
хранится в
Государственной
Третьяковской
галерее в
Москве.
Церковное
празднование
Владимирской
иконы
совершается
трижды в год: 26
августа (в память
чудесного
спасения
Москвы в 1395), 23
июня (в
память
окончательного
перенесения
иконы в
Москву и
бескровной победы
над татарами
на реке Угре
в 1480) и 21 мая (в память
избавления
Москвы от
набега
крымского
хана Махмет-Гирея
в 1521). В
древности
празднования
сопровождались
крестными
ходами с
чудотворным
образом или
одним из его
списков.
ВЛАХЕРНСКАЯ
ИКОНА Божией
Матери (Одигитрия), одна
из особо
чтимых в
Москве в 17
веке греческих
икон. Привезена
в 1653 из
Константинополя
в дар царю
Алексею Михайловичу.
Вместе с
иконой была
прислана
грамота, в
которой ее
происхождение
связывалось
с Влахернским
монастырем
Константинополя,
а история ее почитания
— с ранней
историей
константинопольской
Одигитрии.
Икона
хранилась в
Успенском
соборе Московского
Кремля; царь
брал ее с
собой в военные
походы.
Празднование
иконы
совершалось
в пятую
неделю
Великого
поста
(суббота Акафиста).
Влахернская
икона —
рельефная,
исполнена воскомастикой
и темперой;
по
иконографическому
типу — список
Одигитрии,
близкий к
Смоленской
иконе Божией
Матери;
создана во
второй
половине 15 —
начале 16 (?)
веков, возможно,
как
повторение
древней
иконы на
старой доске.
На иконе
имеется
греческая
надпись «Богохранимая».
В настоящее
время икона
хранится в
церкви Ризположения
Московского
Кремля. Чтимые
рельефные
списки второй
половины 17 —
начала 18
веков: в
родовом
имении
Строгановых-Голицыных
в с. Влахернском
(Кузьминки)
под Москвой
(ныне в
Третьяковской
галерее), в Высокопетровском
монастыре в
Москве (ныне
в церкви
Рождества
Богоматери в Симоновом
монастыре), в Спасо-Влахернском
монастыре
под г. Дмитровым
(ныне в
Центральном
музее
древнерусского
искусства
имени Андрея
Рублева в
Москве).
Празднование
— 7 (20) июля.
«ВСЕХ
СКОРБЯЩИХ
РАДОСТЬ», одна
из самых
популярных и
широко
почитаемых в
императорской
России
чудотворных
икон
Богоматери,
имеющая
целый ряд
значительно
отличающихся
один от
другого
иконографических
вариантов.
Согласно
преданию,
первое чудо
от иконы с названием
«Всех
скорбящих
Радость»
произошло в 1688:
благодаря
молебну у
образа
Богоматери в
храме
Преображения
на Большой
Ордынке в
Москве
излечилась
от тяжелой
болезни
родная
сестра
патриарха Иоакима. В
память об
этом было
установлено
празднование
иконы, а храм
получил
наименование
чудотворного
образа. Икона
«Всех
скорбящих
Радость» из
этого храма
почитается
как древняя
чудотворная.
На этом
образе в центре
иконы
изображена
Богоматерь с
Младенцем
Христом на
руках, Ее
окружают
люди, жаждущие
исцеления и
заступничества,
вверху — утешающие
людей ангелы
и святые; на
лентах — тексты
с
молитвенными
наименованиями
благодатной
помощи от
Богоматери
(«помощница обидимых»,
«алчущих
кормилица»,
«больных
исцеление» и
т. п.). На
сокращенных
копиях-списках
и репликах
чудотворного
образа
Богоматерь изображается
без Младенца.
Особое
почитание
Богоматерь
«Всех скорбящих
Радость»
получила в
Санкт-Петербурге,
куда
царевной Натальей
Алексеевной
в 1711 был
перенесен
список
московской
святыни. Икона
стала одной
из
главнейших
святынь Санкт-Петербурга
и почиталась
как чудотворная;
с нее делали
многочисленные
списки и упрощенные
реплики, одна
из которых
прославилась
в 1888 в бедной
часовне на
Стеклянном
заводе (во
время
сильной грозы
к иконе
прикипели 12
медных
грошей из разбитой
кружки для
подаяний, от
иконы стали
происходить
исцеления и
другие
чудеса).
В
18-19 веках иконы
Богоматери с
названием
«Всех
скорбящих
Радость»
почитались чудотворными
во многих
городских и
сельских
храмах по всей
России. Икона
«Всех
скорбящих
Радость» из
одноименного
храма при
Доме
милосердия в
Харбине на
Дальнем
Востоке была
вывезена в
США и стала
святыней
Русской Православной
Зарубежной
Церкви.
Празднование
— 24 октября
(6ноября).
«ДЕРЖАВНАЯ»
ИКОНА Божией
Матери,
чудотворная
икона
Богоматери,
явленная, согласно
сказанию, в
день
отречения от
престола 2 (15)
марта 1917
императора
Николая II, что
в глазах
русского православного
народа
знаменовало
передачу
верховной
царской
власти и
попечительства
о России
Богоматери. Икона была
найдена в
подвале
церкви Вознесения
в
Коломенском
и сразу же
получила почитание
как
чудотворная.
Икону возили
по
московским
храмам,
фабрикам и
заводам; с
нее делали
копии-списки.
Название
иконы
«Державная»
соответствует
ее иконографии:
Богоматерь
изображена
как Царица
Небесная,
восседающая
на троне,
облаченная в
красную
царскую
одежду, на
голове —
корона, в правой
руке —
скипетр, в
левой — держава
(шар — символ
Вселенной),
на Ее коленях
— Отрок
Христос,
благословляющий
правой рукой,
а левой
указывающий
на державу;
вверху в
облаках —
благословляющий
Бог Отец.
Икона
исполнена
масляными
красками на
доске с
полукруглым
верхом,
датируется
концом 18 века.
Первоначально
она
принадлежала
кремлевскому
женскому
Вознесенскому
монастырю; в 1812
при
наступлении
Наполеона
была спрятана
в
Коломенском,
где осталась
забытой. В 1928
«Державная»
икона была
передана в
Государственный
Исторический
музей, в 1990
возвращена в Коломенское
(в церковь
Казанской
Богоматери).
Празднование
— 2 (15) марта.
ДОНСКАЯ
ИКОНА БОЖИЕЙ
МАТЕРИ, одна
из самых
чтимых в
России
чудотворных икон.
Относится к
иконографическому
типу «Умиление».
Исполнена
для
Успенского
собора г.
Коломны в конце
14 века. На
обороте
иконы
изображено
Успение
Богоматери.
Прославление
иконы связано
с военными
походами
Ивана
Грозного против
ханств,
образовавшихся
на развалинах
Золотой Орды,
и с
воспоминанием
о победе на
берегах Дона
в
Куликовской
битве 1380. В царствование
Ивана
Грозного за
победителем в
Куликовской
битве
московским
князем Дмитрием
Ивановичем
(1350-89)
закрепилось
прозвище
Донской.
Донским стал
именоваться
и основанный
Дмитрием
Ивановичем
накануне Куликовской
битвы
Успенский
собор в
Коломне, а
хранимая там
икона
Богоматери —
Донской. В 1552
Иван Грозный
взял икону в
военный
поход на Казань,
а после
покорения
Казанского
ханства поставил
Донскую
икону в
Благовещенский
собор
Московского
Кремля.
Донская
икона участвовала
также в
походе Ивана
Грозного на
Полоцк в 1563. С
заступничеством
иконы (после
молитвы царя
Федора
Ивановича
перед ней) связывали
спасение
Москвы от
набега
крымских
татар хана Казы-Гирея
в 1591. В память об
этом событии
в Москве был
основан
Донской
монастырь,
для которого
сделали
точный список
с оригинала.
На
протяжении 17-19
вв. икона
почиталась
как
действенная
заступница от
иноверных и
иноплеменных
врагов. К ней
обращались с
молитвами,
составляли
похвальные
слова,
повести и
сказания, в
которых отразились
как реальные
факты ее
истории, зафиксированные
в летописях 16
в., так и сочиненные
в 17 в. легенды
об участии
иконы в Куликовской
битве, во
время
которой
икону будто бы
подарили
князю
Дмитрию
«донские
казаки».
Икона
почиталась,
вероятно, еще
в конце 14 —
начале 15 в.,
о чем
свидетельствуют
ее ранние
уменьшенные
копии-списки.
В 17 в. на
иконе был
богатейший
золотой
оклад с многочисленными
драгоценными
камнями (не
сохранился).
В настоящее
время икона
хранится в
Третьяковской
галерее в
Москве.
Ежегодное
празднование
Донской
иконы 19 августа
(1 сентября)с
крестным
ходом в
Донской
монастырь
установлено
в середине 17 в.
«ЖИВОНОСНЫЙ
ИСТОЧНИК»,
чудотворная
икона Божией
Матери,
находившаяся
в
константинопольском
монастыре
Богоматери Пиги
(Источника),
исполненная
на стене в
технике
мозаики в 14 веке.
В
иконографическом
типе «Живоносный
Источник» (Зоодохос Пиги),
получившем
большое
распространение
в поствизантийский
период в
итало-критской
живописи,
Богоматерь с
Младенцем
Христом
изображена погрудно,
сидящей в
бассейне в
виде большой
каменной
чаши, из
которой
через
сливные
отверстия
вода изливается
в нижний
бассейн;
внизу —
фигуры жаждущих
исцеления
людей. На
Руси иконы «Живоносный
Источник»
появились в 17
веке. В 18-19 веках
особо чтимые
иконы «Живоносный
Источник»
находились в Саровской
пустыни, в
Туле, в
Новодевичьем
монастыре в
Москве и во
многих
других
городах по
всей России,
в том числе в
Соловецком
монастыре (написана
по заказу соловецкого
архимандрита
в
Константинополе).
Празднование
иконы «Живоносный
Источник» — в
пасхальную
пятницу.
«ЗНАМЕНИЕ»
КУРСКАЯ-КОРЕННАЯ
ИКОНА Божией
Матери,
чудотворная
икона, самая
прославленная
копия-список
иконы
«Знамение»
Новгородская.
История ее
почитания
началась,
вероятно, в 16
веке. По
преданию, в 1597
царь Алексей
Михайлович
повелел
принести в Москву
чтимую в
Курске икону
«Знамение». В
Москве икона
была
обновлена:
вставлена в
раму с
образами пророков,
царица Ирина
Федоровна
украсила ее
драгоценным
окладом.
Вскоре икону
возвратили в
Курск, где
была
основана
Коренная
обитель
(названа в
память
явления
иконы, произошедшем,
по преданию,
в 13 веке «при
корне дерева»).
Икону вновь
принес в
Москву Лжедмитрий
I, возвращена
в Курск в 1615
царем
Михаилом
Федоровичем.
В 1898 эсеры
пытались
взорвать
святыню, но
она осталась
невредимой. В
1918
чудотворная Курская-Коренная
икона и ее
список в
драгоценных
окладах были
украдены, но
вскоре
найдены
брошенными (без
окладов). В 1920
икона была
вывезена за
границу:
после
временного
возвращения
в Крым, в армию
генерала
Врангеля, она
была отправлена
в Югославию,
где
находилась в
течение 25 лет;
во время
второй
мировой
войны в 1944 переправлена
в Германию. С 1951
является
святыней
Русской
Православной
Зарубежной
Церкви в США.
Сохранившаяся
икона
«Знамение» Курская-Коренная
небольших
размеров,
исполнена в
конце 16 века;
изображения
пророков на
раме более
поздние. В 17-19
веках икона особенно
почиталась
как
покровительница
православного
воинства, ее
копии брали в
военные
походы.
Ежегодно
икону носили
крестным
ходом из
курского
Знаменского
собора, где
она
хранилась с 17
века, в
Коренную пустынь.
Многочисленные
копии иконы
(в основном в
южных
районах
России),
также
почитались чудотворными.
Празднование
ее, как и
других
списков «Знамение»,
27 ноября (10
декабря).
«ЗНАМЕНИЕ»
НОВГОРОДСКАЯ
ИКОНА Божией
Матери,
древнейшая
русская
чудотворная
икона
Богоматери,
главная
святыня
Великого
Новгорода и
русского
Севера.
Почиталась как
покровительница
Новгорода
уже в 12 веке. В
сказании,
составленном
в 14 веке на
основе древних
источников,
рассказывается,
что 25 февраля 1169
во время
осады
Новгорода
войсками
суздальского
князя Андрея Боголюбского
икона была
вынесена на
городскую
стену; одна
из стрел
осаждавших
попала в
изображение
Богоматери,
икона
повернулась
ликом к городу,
из очей
Богоматери
потекли
слезы; пораженные
этим чудом, суздальцы
в панике стали
нападать
друг на друга
и были
побеждены новгородцами.
В 15-16 веках в
Новгороде
писали иконы
с изображением
этого чуда. В
конце 15 —
начале 16
веков чудотворная
икона
получила
наименование
«Знамение» (в
значении —
знак милости Божией).
Икона широко
почиталась и
в
последующие
столетия,
став общерусской
святыней.
Икона
«Знамение»
Новгородская
создана в первой
половине 12
века. По
иконографии
представляет
собой
поясное
изображение Оранты, на
груди
Богоматери
медальон с
образом благословляющего
Младенца
Христа. На
другой
стороне
святые (либо
Петр и Анастасия,
либо Иоаким
и Анна —
надписи с их
именами не
сохранились),
представленные
молящимися
образу Христа.
В течение
столетий
икона
многократно
реставрировалась;
в 1565 ее
поновлял
митрополит Макарий.
От живописи 12
века
сохранились
только
фрагменты
синей одежды
Богоматери
на лицевой
стороне и изображения
святых на
обороте. В
начале 20 века
на иконе был
массивный
золотой
оклад с драгоценными
камнями.
Первоначально
икона
находилась в
церкви Преображения
на Ильине
улице, в
середине 15
века ее
перенесли в
построенную
для нее
одноименную
церковь. В
годы
советской
власти икона
хранилась в
Новгородском
музее; в
настоящее
время — во
вновь
открытом для
богослужения
новгородском
Софийском
соборе. На
протяжении 12-19
веков с иконы
делались
многочисленные
копии-списки,
широко
почитавшиеся
по всей
России; самые
известные из
них: Абалацкая
(1637, главная
святыня
Сибири), Царскосельская
(в Знаменской
церкви
Царского
села; считалась
семейной
святыней
Романовых), Серафимо-Понетаевская
(1879, главная
святыня
женского Серафимо-Понетаевского
монастыря).
Празднование
— 27 ноября (10
декабря).
ИВЕРСКАЯ
ИКОНА Божией
Матери (Одигитрия), одна
из самых
прославленных
и почитаемых икон
православного
мира, святыня
Иверского
(грузинского)
монастыря на
Афоне.
Согласно
сказанию на
греческом,
грузинском и
русском
языках, известному
в нескольких
вариантах,
икона Богоматери,
спасаемая от
иконоборцев,
чудесным
образом
оказалась в Иверском
монастыре на
Афоне; здесь
она была
помещена в
надвратной
церкви и
получила
название Портаитисса
(Вратарница).
Древняя
чудотворная
икона иверского
монастыря
представляет
собой
вариант Одигитрии,
в котором лик
Богоматери
склонен и
обращен к
Младенцу
Христу,
представленному
также в
легком
повороте к
Матери. На
подбородке
Богоматери
изображена
кровоточащая
рана,
согласно
сказанию,
нанесенная
противниками
икон. Икона
датируется 11-12
вв.; серебряный
грузинский
оклад —
начала 16 в.
В 17 в. в
России при
царе Алексее
Михайловиче Иверская
икона была
особо чтимой.
По его заказу
в 1648 в Иверском
монастыре
иконописцем
иеромонахом Ямвлихом
исполнена
точная копия
иконы,
находившаяся
в 17 в. в
Успенском
соборе
Московского
Кремля, а затем
перенесенная
в
Новодевичий
монастырь.
Вторая
точная копия
афонской
святыни была
исполнена в 1655
по заказу
патриарха
Никона и
находилась в
основанном
им Иверском
монастыре на
Валдае (не
сохранилась).
Две уменьшенные
афонские
копии Иверской
иконы,
принадлежавшие
царевнам
Софье и Евдокии,
дочерям
Алексея
Михайловича,
после их
смерти были
помещены в надгробные
иконостасы
собора
Новодевичьего
монастыря. Самой
знаменитой,
прославившейся
многочисленными
чудесами
была русская
копия-список
с греческой
иконы 1648,
находившаяся
в Иверской
часовне у
Воскресенских
ворот
Китайгородской
стены, с
которой в
свою очередь
делались
новые списки,
почитавшиеся
как
чудотворные (Иверская
икона в
церкви
Воскресения
в
Сокольниках в
Москве;
несохранившаяся
Иверская
икона 1672
письма Симона
Ушакова в
Нижнем
Новгороде).
В 1929 Иверскую
часовню
закрыли, а в 1934
снесли
вместе с
Воскресенскими
воротами.
Местонахождение
образа Иверской
часовни
точно не
известно;
согласно
последним
данным, с ним
может быть
отождествлена
Иверская
икона из
собрания
Третьяковской
галереи. В 1995
были
восстановлены
Воскресенские
ворота и Иверская
часовня, для
которой в Иверском
монастыре на
Афоне по
просьбе
патриарха Алексия
II был сделан
новый список
(исполнен иеромонахом
Ксенофонтова
монастыря
иконописцем
Лукой). В
часовне
перед
образом совершается
ежедневно
непрестанное
богослужение
с чтением
Акафиста.
Празднование
Иверской
иконы Портаитисcы на
Афоне — в
третий день
Пасхи, Иверских
копий в
России — 13 (26)
октября.
ИЕРУСАЛИМСКАЯ
ИКОНА Божией
Матери
(Корсунская,
Гефсиманская)
(Одигитрия),
чудотворная
икона, чтимый
древний
вариант Одигитрии,
напоминающий
Иверскую
икону;
отличается
левосторонним
изображением
Младенца
Христа (сидит
на правой руке
Богоматери). Согласно
позднему
преданию, в
котором нашли
отражение
сведения о
почитании
константинопольских
святынь и
события
русской истории,
икона
написана в 15-е
лето по
преставлении
Богоматери в Гефсимании
в Иерусалиме
апостолом
Лукой, откуда
перенесена в
Константинополь,
затем в
Херсонес,
далее — в
Киев и,
наконец, в
новгородский
Софийский
собор; во
второй
половине 16
века царь
Иван Грозный
взял икону в
Москву. Известны
две чтимые
иконы,
называемые в
поздних
источниках
Иерусалимскими,
а в более
ранних (до 18
века) —
Корсунскими:
в новгородском
Софийском
соборе
(поздняя
икона в серебряном
окладе 11 века)
и в Успенском
соборе Московского
Кремля
(древняя
икона или
список с
новгородской;
исчезла в 1812 и
была
заменена
списком 17
века). Иконы 16-17
веков,
имеющие
аналогичную
иконографию
и называемые Иерусалимскими,
повторяют
чтимую
новгородскую
икону.
Празднование
— 12 (25) октября.
КАЗАНСКАЯ
ИКОНА Божией
Матери (Одигитрия),
повсеместно
чтимая и
самая
популярная
чудотворная
икона
Богоматери в
России. Явлена
в Казани в 1579
после
присоединения
ее к Московскому
государству.
Обстоятельства
обретения
Казанской
иконы
подробно
описаны участником
этого
события
будущим патриархом
Гермогеном.
Краткое
сказание
вместе с
первой
копией-списком
Казанской иконы
было послано
царю Ивану
Грозному; по
его указу на
месте
явления
основан
женский Успенский
монастырь. В 1594 Гермоген
составил
подробную
повесть о
явлении Казанской
иконы; список
повести
конца 16 —
начала 17 века
украшен
миниатюрами
(Лицевое
сказание).
Казанская
икона
представляет
собой погрудное
изображение Одигитрии,
в котором
голова
Богоматери
склонена к Младенцу
Христу,
представленному
в фас. Явленная
икона была
небольших
размеров;
Иван Грозный
украсил ее
драгоценным
окладом.
Первоначально
она находилась
в казанском
Успенском
монастыре, дальнейшая ее история
неясна. В 19 —
начале 20 века
особо почитались
три
Казанские
иконы, каждая
из которых
считалась
подлинной
чудотворной:
в Успенском
монастыре в
Казани (вероятно,
явленная в 1579;
украдена и
уничтожена (?)
в 1904); в
Казанской
церкви на
Красной
площади в Москве,
основанной
после
освобождении
Москвы от
поляков
ополчением Д.
Пожарского
(эта икона —
один из
первых
списков
чудотворной
Казанской,
принесенная
с ополчением,
— не
сохранилась);
в Казанском
соборе в
Санкт-Петербурге
(ныне во
Владимирском
соборе). Местночтимые
списки
Казанской
иконы
многочисленны;
большинство
из них имеет
свои
собственные
сказания и
историю
почитания.
Празднование
Казанской
иконы
совершается 8
(21) июля — в
память о
явлении
иконы в 1579 и 22
октября (4
ноября) — в
память
избавления
Москвы и
России от
поляков в 1612.
«МИЛОСТИВАЯ»
КИККСКАЯ
ИКОНА Божией
Матери,
чудотворная
икона,
главная
святыня острова
Кипра, одна
из трех икон
Богоматери, написанных,
согласно
греческому
преданию, евангелистом
Лукой. По
иконографии
представляет
собой
наиболее
экспрессивный
вариант Елеусы
(Умиления), с
резвящимся
Младенцем
Христом на
руках
Богоматери.
Наименование
«Киккская»
связывают с
названием
горы Коккос
(или Киккос).
Списки
чудотворной Киккской
иконы
почитались в
России в 17
веке; один из
них
находился во Флорищевой
пустыни
Владимирской
епархии.
Празднование
— 15(28) ноября и 26
декабря (8
января).
«НЕОПАЛИМАЯ
КУПИНА», одна
из самых
популярных в
России в 16-19
веках чудотворных
икон
Богоматери,
почитавшаяся
как
защитница от
стихийных
бедствий, особенно
от пожара. В
основе ее
изображения
— библейский
рассказ о
явлении
пророку Моисею
на горе Хорив
(Синай)
горящей, но
не сгорающей
купины
(куста),
истолкованный
богословами
как прообраз
Богоматери. В
православном
искусстве
«Неопалимая
Купина»
изображалась
в виде
горящего
куста с
заключенным
в нем образом
Богоматери
(обычно в
типе
Знамения) и
коленопреклоненным
пророком
Моисеем
перед ним. В
16 веке
возникла
символико-аллегорическая
композиция с
поясным
изображением
Богоматери с
Младенцем
Иисусом на
руках, которая
окружена
небесными
сферами и
двумя перекрещивающимися
прямоугольниками
с вытянутыми
заостренными
углами (образующими
восьмиконечную
звезду),
заполненными
воспевающими
Богоматерь и
поклоняющимися
Ей небесными
силами и
ангелами стихий
— росы, грозы,
мрака,
мороза, льда,
огня и т. п., с
ветхозаветными
прообразами
Богоматери («лествица»,
гора, врата и
т. д.) на ее изображении
и в углах
иконы,
которые
сопровождаются
надписями. В 18-19
веках особо
почитались
исполненная
на камне (по
преданию — от
«Синайской
горы») икона
в
Благовещенском
соборе Московского
Кремля и
местный
образ церкви
Неопалимой
Купины в
Хамовниках в Москве,
по преданию,
перенесенный
туда из «Святых
сеней» Грановитой
палаты
Московского
Кремля.
Празднование
— в день
памяти
пророка Моисея
4 (17) сентября,
установлено
в 1680.
«НЕЧАЯННАЯ
РАДОСТЬ», чудотворная
икона Божией
Матери. Иконография
иконы возникла
на основе
повести
святителя Димитрия
Ростовского
о получившем
нечаянную
радость
прощения
грехов
разбойнике,
включенной в
его
сочинение
«Руно
орошенное»,
посвященное
прославлению
иконы
Богоматери
из черниговского
Ильинского
монастыря
(издано в
Чернигове в 1680).
В
соответствии
с рассказом,
на иконе
изображен
коленопреклоненный
грешник
перед образом
Богоматери с
Младенцем
Христом на руках.
Под образом
Богоматери
на постаменте
написан
текст из
повести,
начинающийся
словами:
«Человек
некий
беззаконный...».
Чудотворная
икона
Богоматери
«Нечаянная
Радость»
находилась в
царских
комнатах кремлевского
дворца. После
1817 ее
перенесли в
церковь
Благовещения
на Житном
дворе у кремлевской
стены; икона
стала одной
из самых
прославленных
московских
святынь. После
закрытия
церкви в 1918
икона была
спасена
верующими.
Чтимая ныне
икона
«Нечаянная
Радость» из
церкви Ильи
Пророка в
Обыденном
переулке в
Москве,
вероятно,
происходит
из церкви Благовещения
на Житном
дворе (по
другой версии
— из церкви
Константина
и Елены у
кремлевской
стены).
Празднование
— 9 (22) декабря и 1 (14)
мая.
ОДИГИТРИЯ
(греч. Путеводительница),
знаменитая
чудотворная
византийская
икона,
известная во
всем
христианском
мире. Название,
согласно
византийским
источникам 11-12
вв.,
происходит
от греч. Odegoi —
указывающие
путь; этим
словом
называли проводников,
сопровождавших
слепых к чудотворному
источнику, на
пути к
которому располагался
храм Одигон
с
хранившейся
там
чудотворной
иконой Одигитрией.
Со временем с
этой иконой
стали
связывать греческое
сказание 6
века о
написании
первого
образа Богородицы
при Ее жизни
евангелистом
Лукой.
В 11-14
веках —
покровительница
Константинополя
и личная
святыня
императоров.
Каждый вторник
ее носили
крестным
ходом по
городу, на
поклонение
ей приходили
паломники из
многих стран
христианского
мира,
очевидцы оставили
описания
иконы и
совершаемых
ею чудес
(Стефан
Новгородец,
1-я половина 14 в.
и другие
русские
паломники,
испанец Руи
Гонсалес де Клавихо,
начало 15 в.).
Погибла в 1453
при осаде
Константинополя
турками.
Богоматерь
и Младенец на
иконе были
изображены, по-видимому,
в фас, по пояс,
в верхних
углах иконы
помещались полуфигуры
архангелов,
на обороте
иконы —
Распятие; образ
был украшен
массивным
богатейшим
окладом с
драгоценными
камнями и
вставлен в специальный
футляр-киот.
На
протяжении
веков с иконы
делались
многочисленные
списки-копии
и свободные
варианты-реплики,
которые
становились
чтимыми
образами в
различных
православных
странах и
монастырях и
получали
специальные
названия
(обычно по
месту своего
нахождения).
Словом
«Одигитрия»
называют
также
иконографический
тип, в котором
лики
Богоматери и
Младенца не
соприкасаются.
ОСТРОБРАМСКАЯ
ИКОНА Божией
Матери (Виленская
икона),
чудотворная
икона, широко
почитаемая
православными
и католиками
в Белоруссии,
Литве, на Украине
и в Польше;
находится в
часовне,
называемой
Острая Брама
(Острые
Ворота) в
Вильнюсе. На
иконе
(размером 2 м х 1,63 м)
Богоматерь
изображена
по пояс,
голова склонена,
глаза
опущены, руки
скрещены на
груди; на
голове
двухъярусная
корона, нимб
окружен острыми
лучами
сияния со
звездами;
золоченая
риза
полностью
закрывает
фигуру,
оставляя
открытыми
только лик и
руки.
Православные
называют Остробрамскую
икону также
«Корсунская
Благовещение»,
связывая с
ней легенду о
древнем
происхождении
из Корсуни
и считая изображение
Богоматери
частью сцены
Благовещения.
Католики
видят в ней
образ Непорочной
Девы Марии,
который
возник в западно-европейском
искусстве во
второй
половине 16
века. Остробрамская
икона
исполнена в
1620-1630-е годы и,
вероятно,
воспроизводит
первообраз,
созданный
нидерландским
художником
Мартеном де Восом. В
юго-западных
славянских
землях и в
Польше
имеется ряд
чтимых
списков Остробрамской
иконы. В 18-19
веках в
часовне Остробрамской
иконы
регулярно
совершалось
католическое
и
православное
богослужение.
Празднование
— 26 декабря (8
января) и 14(27)
апреля в день
памяти трех
литовских
мучеников.
ПОЧАЕВСКАЯ
ИКОНА Божией
Матери,
чудотворная
икона Божией
Матери,
широко
почитаемая в
Православной
и
Католической
Церкви,
особенно в
Галиции, Боснии,
Сербии и
Болгарии. По
преданию, принесена
в 1559
константинопольским
патриархом
Неофитом; в 1597
передана в новооснованный
Успенский Почаевский
монастырь,
где
прославилась
чудесами многочисленных
исцелений, а
в 1675 —
спасением Почаева
от разорения
турками. В первой
четверти 18
века Почаев
перешел к
униатам, но
икону
продолжали
почитать как
чудотворную.
В 1831 Почаев
вернулся к
православным,
монастырь
получил
название
лавры; слава Почаевской
иконы
распространилась
по всей
России, с нее
делались
списки,
почитавшиеся
также как
чудотворные.
В Почаевской
лавре
особенно
почитался
большой
чудотворный
образ Почаевской
Богоматери
(вклад
киевлян в
память
избавления
Киева от
холеры в 1848) с
изображением
«стопы
Богородицы»
в нижней
части иконы
(по преданию,
Богоматерь
посетила Почаевскую
гору и
оставила на
камне
отпечаток Своей
стопы).
Древняя Почаевская
чудотворная
икона
небольшого
размера; Богоматерь
изображена
склонившей
голову к Сыну,
сидящему на
Ее правой
руке (слева), в
левой руке
Богоматери
плат, которым
Она прикрывает
Младенца; на
полях иконы
фигуры
святых. Икона
вставлена в
раму-оклад.
Празднование
— 23 июля (5
августа) в
память избавления
от турок
в 1675 и 8 (21)
сентября в
память
принесения
иконы в Россию
из Греции в 1559.
«СКОРОПОСЛУШНИЦА», чудотворная
икона Божией
Матери, святыня
монастыря Дохиар на
Афоне.
Согласно
афонскому
преданию, в 1664 Богоматерь
наказала
монаха,
проявлявшего
небрежение к
Ее образу,
написанному
на стене, а
затем, после
его
раскаяния и
молитвы, чудесно
исцелила его
и повелела
именовать этот
образ «Скоропослушницей».
Чтимый
список
афонской
святыни
находился в
Москве в
часовне
Святого Пантелеймона
на Никитской
улице
(принесен 14
ноября 1887). В 19
веке
копии-списки
«Скоропослушницы»
почитались
по всей
России.
Празднование
— 9 (22) ноября.
СМОЛЕНСКАЯ
ИКОНА Божией
Матери (Одигитрия), одна
из самых
чтимых в
России
чудотворных икон,
главная
святыня
Смоленска. История и
изображение
иконы,
почитавшейся
в Смоленске
до 15 в.,
неизвестны.
Согласно
позднему
преданию,
икона была принесена
на Русь из Константинополя
в 1046
византийской
принцессой
Анной,
матерью
Владимира
Мономаха.
Известно, что
в 15-16 вв. в
Москве особо
почиталась
принесенная
из Смоленска
икона типа
чудотворной
византийской
Одигитрии.
Смоленскую
икону, как и Одигитрию,
связывали со
сказанием о
евангелисте
Луке,
написавшем
прижизненный
образ
Богоматери. В
1456 икона была возвращена
из Москвы в
Смоленск. Об
этом событии
была
составлена
повесть,
включенная в
Московский
летописный
свод конца 15 в.
С 1514, когда
Смоленск был
присоединен
к Московскому
государству,
Смоленская
икона приобрела
значение
общерусской
святыни. В 1525 в
честь нее был
заложен
Смоленский
собор
основанного
тогда в
Москве
Новодевичьего
монастыря. В 16-19
вв.
Смоленская
икона почиталась
по всей
России; ей
посвящены
десятки
храмов,
копии-списки
ее, как и
Владимирской
иконы Божией
Матери, самые
многочисленные
русские иконы
Богоматери.
Многие
списки ее
также почитались
как
чудотворные,
о них
создавались сказания.
Древняя
чудотворная
икона, находившаяся
в Смоленске в
15-20 вв., вероятно
погибла во
время
Великой
Отечественной
войны.
День
празднования
Смоленской
иконы — 28 июля (10
августа) —
установлен в
1658 по случаю
перенесения
чудотворного
образа в
новый Успенский
собор
Смоленска.
«СПОРИТЕЛЬНИЦА
ХЛЕБОВ»,
чудотворная
икона Божией
Матери,
почитаемая в Оптиной
пустыни. Создана
в 1890 по замыслу
Амвросия Оптинского
иеромонахом
Даниилом
(академический
живописец Д.
М. Болотов,
1837-1907, брат
игуменьи Шамардинской
обители
матери
Софии).
Преподобный
Амвросий
заказал эту
икону в голодный
для
Центральной
России год,
дал ей название,
указывающее
на особое
предназначение
образа для
моления о
хлебе
насущном, и
установил
день ее
празднования
(15 октября)
после уборки
урожая. На
иконе
Богоматерь изображена
восседающей
на облаках и
благословляющей
двумя руками
уходящее
вдаль хлебное
поле со
снопами ржи
на первом
плане (в основе
пейзаж близ Шамардинской
обители). С
иконы
делались
живописные
списки и
литографии;
прославление
ее приобрело
общероссийский
характер. По
причине необычного
наименования,
нетрадиционной
иконографии,
а также неблагожелательного
отношения
епархиальных
властей к
старцу
Амвросию
после его смерти
почитание
иконы как
чудотворной
было
запрещено
Синодом. В 1892
икона была
взята в ризницу
кафедрального
собора
Калужской епархии,
но ее
почитание
продолжалось.
По некоторым
сведениям,
ныне икона
находится в
деревне Михнево
под
Вильнюсом.
Один из
живописных
списков, с
надписью на
обороте
«Благословение
батюшки о.
Анатолия. 1912»,
находится в
Третьяковской
галерее в
Москве. Во
вновь открытых
Оптиной
(1987) и Шамардинской
(1990) обителях
почитают
новые списки
иконы, отличающиеся
от оригинала
1890 более
традиционным
изображением
Богоматери.
Празднование
— 15 (28) октября.
«СПОРУЧНИЦА
ГРЕШНЫХ», чудотворная
икона Божией
Матери. Богоматерь
изображена с
Младенцем
Христом на
руках,
сидящим
справа; в
углах иконы
ленты с надписью:
«Азъ споручница
грешныхъ
къ Сыну
Моему...».
Икона была
написана в Одрин-Николаевском
монастыре
Орловской
епархии; в 1844 от
нее получил
исцеление
безнадежно
больной
ребенок.
Икона стала
почитаться
чудотворной,
особенно к
ней
прибегали в
годы эпидемии
холеры.
Чтимые
списки «Споручницы
грешных» — в
Москве в
церкви
Николая
Чудотворца в
Хамовниках
(прославилась
в 1848, почитается
как чудотворная
из Одрина
монастыря) и
в других
городах.
Празднование
— 7 (20) марта и 29
мая (11 июня).
«СТРАСТНАЯ»
ИКОНА Божией
Матери (Одигитрия),
чудотворная
икона,
представляющая
собой один из
иконографических
вариантов Одигитрии.
В углах иконы
изображены
летящие
ангелы с орудиями
страстей
Христовых в
руках (копие,
трость, Голгофский
крест), лик
Богоматери
склонен к
Младенцу, повернувшему
голову к
летящему
ангелу и держащемуся
обеими
руками за
кисть правой руки
Богоматери. В
поствизантийское
время этот
иконографический
тип был популярен
у мастеров
итало-критской
школы и
получил большое
распространение
как в
Католической,
так и в
Православной
церкви. Иконы
Страстной Одигитрии
появились и
на Руси. В 17
веке при царе
Михаиле
Федоровиче
прославилась
чудесами
Страстная
икона из села
Палицы в Нижегородской
губернии. В 1641
ее перенесли
в Москву, на
месте
встречи был
основан
Страстной
монастырь, с
нее делались
многочисленные
списки.
Празднование
— 13 (26) августа.
ТИХВИНСКАЯ
ИКОНА Божией
Матери (Одигитрия),
одна из самых
почитаемых в
России чудотворных
икон
Богоматери.
Согласно
сказанию,
составленному
на основе
местного предания
в конце 15 века,
икона
чудесным
образом
явилась в
северных
русских
землях, остановившись
«на воздухе»
над рекой Тихвинкой
в
Новгородской
области, где
для нее была
сооружена
церковь
Успения. Год
явления
иконы, по сказанию
— 1383 (княжение
Дмитрия
Донского, при
митрополите
Пимене), был
выбран,
вероятно, потому,
что в 1380-е годы
на Русь было
привезено несколько
икон Одигитрии.
Предыстория
Тихвинской
иконы общая с
константинопольской
Одигитрией.
В повесть на
Сретение
чудотворной
Владимирской
иконы
(середина —
вторая
половина 16 века)
включен
рассказ о
явлениях
Богоматери
на Русской
земле, в котором
Одигитрия
Лиддская
(Римская)
отождествлена
с явившейся
на реке Тихвинке
иконой. На
протяжении 16-17
веков
сказание о
Тихвинской
иконе
обогащалось
новыми
историческими
сведениями и
чудесами
(построение
трижды
сгоравшей
Успенской
церкви на Тихвинке,
посещение
Тихвина
великими
московскими князьями
Василием III в 1526
и Иваном
Васильевичем
в 1547, основание
монастыря
Иваном
Грозным в 1560,
осада
монастыря
шведами в 1613 и т.
д.), которые
изображались
в клеймах
икон
Богоматери
Тихвинской с
чудесами
(икона из Благовещенского
собора
Московского
Кремля
середины 16
века с
изображением
в клейме
Ивана
Грозного и
новгородского
архиепископа
Макария,
аналогичные
иконы 16-17 веков
из
Тихвинского монастыря
и др.).
По
иконографии
Тихвинская Одигитрия
напоминает Иверскую,
от которой
отличается
изображением
скрещенных
ног Младенца
Христа с
развернутой к
зрителю
подошвой. В 19
веке
Тихвинская
икона
почиталась
по всей
России,
особенно к ней
прибегали
при болезнях
детей. В
Тихвинском
монастыре
ежегодно
совершалось
24 крестных
хода с
чудотворной
иконой. В
начале 20 века
на иконе был
массивный
драгоценный
оклад, перед
ней висела
золотая
лампада.
Списки иконы
многочисленны;
имеются местночтимые
чудотворные
образы.
Чудотворная
Тихвинская
икона из
Тихвинского
монастыря в
настоящее
время
хранится в
Чикаго в США.
Празднование
— 26 июня (9 июля).
ТОЛГСКАЯ
ИКОНА Божией
Матери,
чудотворная
икона,
древняя
чтимая
святыня
Толгского
женского
монастыря
под Ярославлем.
Сохранились
три иконы,
происходящие
из Толгского
монастыря и
называемые
«Толгская»:
большой
образ 13 века с
изображением
восседающей
на троне
Богоматери с прильнувшим
к Ее щеке
Младенцем
Христом, стощим
на Ее коленях
с правой
стороны
(хранится в Третьяковской
галерее в
Москве), и два
сокращенных
поясных
списка этого
образа начала
— первой
половины 14
века (первая
поясная хранится
в
Ярославском
художественном
музее, вторая
— в Русском
музее в
Санкт-Петербурге).
Согласно
сказанию,
составленному
во второй половине
16 века на
основе
местного
предания, явление
иконы
произошло в 1314
на берегу
реки Толги
(приток
Волги). К
этому
времени
относят написание
первой поясной
Толгской
иконы. Первое
чудо иконы — источение
мира (по
сказанию — в 1392,
по
историческим
записям — в 1428).
Известно
несколько
списков
поясной
иконы. Во
вновь
открытом
Толгском
монастыре —
новые списки
Толгской
иконы 1314 года.
Празднование
— 8 (21) августа.
«ТРОЕРУЧИЦА», одна из
самых
прославленных
и широко почитаемых
в
православном
мире
чудотворных
икон
Богоматери
типа Одигитрии,
святыня
сербского
монастыря Хиландар
на Афоне.
Отличается
левосторонним
изображением
Младенца
Христа (сидит
на правой руке
Богоматери).
Согласно
преданию,
благодаря
молитве у
этого образа
исцелил свою
руку,
отрубленную
по навету
врагов,
защитник иконопочитания
и гимнограф
Иоанн Дамаскин
(8 век); в
благодарность
он принес в
дар чудотворной
иконе
серебряное
изваяние
исцеленной
руки, которое
было
привешено к
иконе (в связи
с этим она
получила
наименование
«Троеручица»).
Предание
связывает
предысторию
«Троеручицы»
с Палестиной,
а ее
появление в
Сербии — со святым
архиепископом
Саввой (конец
12 века); при
нашествии
турок икона была
возложена на
осла, который
принес ее на Афон.
В Хиландаре
«Троеручица»
почитается
как игуменья
монастыря;
сохранившаяся
здесь
чудотворная
икона датируется
серединой 14
века. «Троеручица»
получила
широкое
почитание в
России с 17 века,
когда были
принесены с
Афона ее
списки (один
из них —
патриарху
Никону для Новоиерусалимского
Воскресенского
монастыря);
имеется ряд местночтимых
русских
списков «Троеручицы»,
на которых вотивная
серебряная
рука
изображена
красками как третья
рука
Богоматери.
Празднование
— 28 июня (11 июля).
«УМИЛЕНИЕ», Серафимо-Дивеевская
икона Божией
Матери («Всех
радостей
Радость»),
чтимая икона
преподобного
Серафима Саровского,
находившаяся
в его келье;
перед этим
образом он
скончался 2
января 1833.
После смерти
Серафима Саровского
икона была
передана в Дивеевский
монастырь; в
годы
Советской
власти
хранилась в
г. Муроме;
ныне в
резиденции
патриарха
Алексия II. В
настоящее
время
является
одной из
особо чтимых
святынь
Русской
Православной
Церкви; в
пятую неделю
Великого
Поста
(суббота Акафиста)
икону
приносят в
кафедральный
патриарший
Богоявленский
собор для
чтения перед
нею Акафиста.
Икона
написана на
полотне
маслом во
второй
половине 18 в.,
по
иконографии
восходит к почитаемой
в Литве и
западной
России Остробрамской
иконе Божией
Матери, от
которой
отличается
отсутствием
западных
атрибутов —
лунного
серпа внизу и
звезд вокруг
нимба.
Богоматерь
изображена
без Младенца,
руки сложены
на груди,
голова
склонена,
глаза полузакрыты.
На иконе
драгоценный
оклад, исполненный
по заказу
императора Николая
II. С иконы
делались
многочисленные
списки,
особенно
после
канонизации
Серафима Саровского
в 1903. Один из
наиболее
ранних (1840-50-е гг.)
был исполнен
на стекле, на
обороте (на
картоне)
имелась
надпись о
благословении
этим образом
митрополитом
Филаретом
монахини Зачатьевского
монастыря
(икона
погибла в 1984).
Празднование
— 28 июля (10
августа), в Дивеевском
монастыре
совершалось
также
празднование
9 (22) декабря
(день
основания
обители).
«УТОЛИ
МОЯ ПЕЧАЛИ»,
чудотворная
икона Божией
Матери. По
преданию,
принесена в
Москву
казаками в 1640 в
царствование
Михаила
Федоровича;
находилась в
церкви
Николая
Чудотворца в Пупышах,
где имелась
летопись
многочисленных
чудес,
происшедших
от образа. В
Москве
почиталось
несколько
списков этой
иконы.
Богоматерь
изображена
приложившей
левую руку к Своей
голове,
склоненной
набок; правой
рукой Она
придерживает
стопы
Младенца
Христа, у
Которого в
руках
поднятый
вверх
развернутый
свиток со
словами: «Суд
праведный
судите,
милость и
щедроты
творите...». В
настоящее
время в
Москве особо
почитается
икона «Утоли
моя печали» в
храме
Николая
Чудотворца в
Кузнецкой
слободе
(принесена
сюда из храма
Николая
Чудотворца в
Садовниках
при его закрытии).
25 сентября 1765
список иконы
«Утоли моя печали»
был привезен
в
Санкт-Петербург
и прославился
там чудесами.
Иконы
Богоматери
«Утоли моя
печали»
почитались в
целом ряде
городов и монастырей.
Один из
списков,
называемый
«Утоление
печали»,
принадлежал
сенатору графу
Н. Б.
Самойлову,
который в 1784
построил
придельный
храм в Одрин-Николаевском
монастыре
Орловской
епархии и
перенес туда
чтимый образ.
Празднование
— 25 января (7
февраля).
ФЕОДОРОВСКАЯ-КОСТРОМСКАЯ
ИКОНА Божией
Матери, одна из
самых
древних
русских
чудотворных
икон
Богоматери,
сохранившаяся
до наших дней.
Была создана,
вероятно, в 1239
по заказу
великого
владимирского
князя
Ярослава
Всеволодовича
(в крещении —
Феодора) к
свадьбе его
сына
Александра
Невского.
Является
списком-репликой
чудотворной
Владимирской
иконы.
Отличительная
особенность Феодоровской
иконы —
обнаженная
левая ножка
Младенца
Христа,
сидящего на
правой руке
Богоматери;
на обороте —
поясное изображение
Параскевы-Пятницы.
Во второй
половине 13
века Феодоровская
икона особо
почиталась
костромским
князем
Василием
Ярославичем.
Сказание о Феодоровской
иконе
возникло под
влиянием
сказания о
Владимирской
Богоматери, в
нем
соединены
народные
предания и
воспоминания
о событиях
русской
истории. В 1613
благодаря Феодоровской
иконе был
«умолен» на
царство
Михаил Федорович
Романов;
икона стала
широко
почитаемой
общерусской
святыней.
Известен ряд
чтимых
списков 17-19
веков.
Древняя Феодоровская
икона
многократно
поновлялась
и реставрировалась;
первоначальная
живопись на
ликах
Богоматери и
Христа
сильно
потерта. Икона
хранилась в
Костроме:
сначала в
Успенском
соборе, в
годы советской
власти — в
церкви
Воскресения
на Дебре,
в настоящее
время в Богоявленско-Анастасиином
кафедральном
соборе. С Феодоровской
иконой
совершались
ежегодно
крестные ходы:
в день Святой
Троицы — в Ипатьевский
монастырь, 16
августа — в Спасо-Запрудненскую
церковь на
место
«обретения»
иконы.
Празднование
— 14 (27) марта в
память
прекращения
Смуты в 1612 и 16 (29)
августа в
память
явления иконы.
ЧЕНСТОХОВСКАЯ
ИКОНА Божией
Матери (Одигитрия), одна из
древнейших
чудотворных
икон типа Одигитрии.
Принесена в
Галицкую
Русь из
Византии в 12
веке; в конце 14
столетия
после
присоединения
русских
земель к
Польше стала
святыней
католического
Ясногорского
монастыря в Ченстохове.
История
почитания
иконы в
Галицкой
Руси неизвестна.
В первой
половине 14
века в Ченстоховском
монастыре
было
составлено
сказание о Ченстоховской
иконе,
согласно
которому
предыстория
отождествляла
ее с
константинопольской
Одигитрией.
В 1430 икона была
повреждена
иконоборцами-таборитами;
в 1434 образ
заново
написали на
старой доске
в стиле
западной
живописи. На
правой щеке
Богоматери
изображена
кровоточащая
рана,
передающая
след, оставшийся
на древнем
образе от
удара саблей.
Ченстоховская
икона
почитается в
западнорусских
православных
землях и в
католическом
мире; имеется
много чтимых
списков Ченстоховской
иконы,
хранящихся в
православных
и католических
храмах.
Празднование
в России — 6 (19)
марта, в
католическом
мире — 27
августа (9
сентября).
WWW.VERUI.NAROD.RU