БОГОСЛУЖЕБНЫЕ КНИГИ

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА

ВЕРНУТЬСЯ В МЕНЮ

Составитель Александр  Москва. 2003 г

 

 

 

 

 

КРАТКАЯ

ЦЕРКОВНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

 

Часть 1

 

Основные положения и понятия.

 

 

 

 

 

 

 

Церковные праздники

ПРАЗДНИКИ церковные, в христианской традиции дни отдыха (отсюда русское «праздник») и особого прославления Бога, связанные с периодическим (ежегодным или еженедельным — как, например, воскресенье) воспоминанием тех или иных событий Священной истории. Важным свойством богослужебного празднования этих событий является для христиан не только их молитвенное воспоминание, но в известной мере также мистическая актуализация их в настоящий момент времени (хотя никоим образом не реальное повторение), позволяющая верующему полнее приобщиться к спасительному смыслу данного события.

 

История христианских праздников

Христианское понимание праздников восходит к ветхозаветному. Свойственное израильскому народу освящение времени концентрировалось прежде всего на недельном цикле. 7-й день, именовавшийся «субботой» (др.-евр. Shabat — отдых), был для жителей Израиля еженедельным воспоминанием сотворения мира (Бог почил от дел Своих в 7-й день творения — ср. Книга Бытия, гл. 1-2), а также воспоминанием Исхода — освобождения израильтян от египетского рабства и символом завета (союза) Израиля с Богом. Если средоточием ветхозаветной недели была суббота, то средоточием всего года — весеннее празднование Пасхи в память об Исходе евреев из Египта, важнейшем событии в истории Израиля, понимавшемся как знак спасения Богом Своего народа.

Первые христиане, большинство из которых было обратившимися иудеями, продолжали чтить субботу и праздновать иудейские праздники. Но и тогда, когда связь христиан с иудейским культом исчезает, христианское освящение времени по-своему продолжает иудейское. Если суббота считалась последним, седьмым, днем недели согласно традиционному иудейскому исчислению времени, то Иисус воскрес из мертвых «в первый день недели» (Евангелие от Марка 16:2 и др.) , т. е. в тот день, который соответствовал началу сотворения мира. Поэтому для христиан первый день недели стал означать и начало нового творения. Поскольку этот день следует за субботой, он получил наименование «восьмой день», чаще же христиане просто называли его «день Господень» (в некоторых языках, напр., в русском название этого дня возвещает о прославившем его событии — воскресении). Уже первые поколения христиан особо чтили первый день недели, посвящая его чтению слова Божия, молитве и Евхаристии. Таким образом, место субботы, которая знаменовала завершение первого творения, у христиан заняло воскресенье, возвещающее о новом творении, начавшемся с воскресением Христа из мертвых.

В 4 в., когда христиане стали преобладать среди населения Римской империи, воскресный день был объявлен выходным; впоследствии воскресенье оставалось нерабочим днем во всех христианских странах, что воспринято в новое время большинством стран мира.

Хотя каждый воскресный день является для христиан празднованием воскресения Христова, с древних времен в различных поместных Церквах существовал обычай уделять каждый год особый день (или несколько дней подряд) для воспоминания спасительных страданий и воскресения Христа. Поскольку по времени эти события евангельской истории совпали с иудейским праздником Пасхи, а также по своему смыслу воскресение Христово, подобно иудейской Пасхе, стало избавлением от рабства (в данном случае — греха и смерти), христианский праздник перенял ветхозаветное название и был более или менее близок к иудейской Пасхе по времени празднования (см. Пасха).

В древней Церкви почти не было других праздников. После прекращения гонений и обретения христианством статуса государственной религии число праздников заметно увеличивается. С 4 в. входят в обычай праздники Рождества Христова и Крещения (Богоявления), а также связанных с Пасхой Пятидесятницы и, несколько позже, Вознесения. С 6 в. число праздников заметно увеличивается празднованием различных событий жизни Иисуса Христа, Богородицы и некоторых святых (конкретная дата праздника нередко была обусловлена днем освящения храма, носящего соответственное посвящение, либо заменой какого-то языческого праздника христианским). Со временем к ним присоединяются даты знаменательных событий церковной истории.

 

Подвижные и неподвижные праздники

Среди праздников различаются «неподвижные» (определяющиеся по солнечному календарю, т. е. приходящиеся неизменно на конкретное число конкретного месяца), и «подвижные» (определяющиеся по лунно-солнечному календарю, например, Пасха и весь круг связанных с ней праздников, либо приходящиеся на конкретный день недели вблизи какой-то неподвижной даты).

Каждый праздник приобретает сложную литургическую разработку, с большим количеством собственных богослужебных текстов; богослужения в некоторые из праздников дополняются особыми обрядами (например, освящение ветвей в день Входа Господня в Иерусалим, водосвятие в праздник Крещения Господня и проч.).

 

Праздники в Православной Церкви

В эпоху зрелого средневековья в Православной Церкви складывается следующая иерархия праздников:

1. Пасха (включающая всю Светлую седмицу, т. е. день Светлого Христова Воскресения с шестью последующими днями).

2. Двунадесятые праздники, посвященные наиболее значительным событиям земной жизни и небесной славы Христа и Богоматери.

3. Великие праздники (см. в статье Двунадесятые праздники).

4. Дни особо чтимых святых и икон (в Русской Православной Церкви — Николая Чудотворца, Казанской иконы Божией Матери и некоторые др.).

Кроме того, праздником является каждое воскресенье, почитающееся «малой Пасхой». Б˜ольшая часть перечисленных праздников являлась в дореволюционной России неприсутственными днями.

 

Праздники в Католической Церкви

В Католической Церкви в средние века сложилась несколько иная система праздников, которая была существенно пересмотрена в результате литургической реформы после 2-го Ватиканского Собора (1962-65). В настоящее время вершиной церковного года в Католической Церкви является Священное Пасхальное Триденствие смерти и воскресения Иисуса Христа (с вечера Великого Четверга до дня Пасхи включительно), кульминацию которого представляет Святая Ночь — Навечерие Пасхи. Возвращение Пасхе главенствующего места (как это было в древней Церкви и сохранялось в Восточных Церквах) в церковном календаре латинского обряда последовало только после недавней реформы; до этого господствовала сложившаяся на Западе в средние века традиция почитать в качестве главных праздников Рождество (25 декабря) и связанное с ним Богоявление (6 января, когда праздновались одновременно три события жизни Иисуса: поклонение волхвов, крещение и чудо в Кане Галилейской); но и теперь по-прежнему на уровне благочестия у большинства католических народов предпочтение пока отдается Рождеству.

В современном календаре латинского обряда различается два уровня праздников: «торжества» (праздники особой значимости) и собственно «праздники». К «торжествам», помимо Пасхи (вместе с 7 следующими за ней днями), относятся: Рождество Христово, Богоявление, Вознесение Христово (подвижный праздник в четверг на 40-й день Пасхи), Пятидесятница (Сошествие Святого Духа на апостолов) (50-й день Пасхи), день Пресвятой Троицы (воскресенье по Пятидесятнице), Пресвятого Тела и Крови Христа (четверг после Троицы), Пресвятого Сердца Иисусова (пятница следующей недели), Христа — Царя Вселенной (воскресный день в конце ноября, знаменующий завершение церковного года), Пресвятой Богородицы Марии (1 января), Непорочного Зачатия Девы Марии (8 декабря — имеется в виду не бессеменное зачатие Иисуса Христа, а начало земной жизни Самой Богоматери, непричастной, по учению Католической Церкви, первородному греху от момента Своего зачатия), Благовещения (25 марта), Успения (в западной традиции — Взятия в небесную славу) Богородицы (15 августа), день св. Иосифа, Обручника Марии (19 марта), Рождество Иоанна Крестителя (24 июня), день святых апостолов Петра и Павла (29 июня), Всех святых (1 ноября). В число «праздников» входят дни, посвященные воспоминанию ряда других событий земной жизни Христа и Богоматери, а также дни почитания апостолов.

Большинство праздников латинского обряда обнаруживает прямое соответствие в календаре Православной Церкви, однако есть специфически западные праздники, часть которых совсем позднего происхождения, напр., Тела и Крови Христа (установлен в 13 в.), Христа — Царя Вселенной (в 1925) и др. Праздник Крещения Господня в последние десятилетия отделен от Богоявления и празднуется в следующее за ним воскресенье.

В поместных Церквах и отдельных епархиях, а также в монашеских орденах и конгрегациях в ранг «торжеств» и «праздников» возведены и другие даты церковного календаря.

Существенным для католического благочестия является понятие «предписанных праздников», т. е. тех дней, в которые каждому католику подобает участвовать в Мессе: это все воскресенья года (в их число, соответственно, входят Пасха, Пятидесятница и ряд других праздников, всегда попадающих на воскресный день), Рождество Христово, торжества Богоявления, Вознесения, Пресвятого Тела и Крови Христа, Пресвятой Богородицы Марии, Непорочного Зачатия Девы Марии, Успения Богородицы, святого Иосифа, святых Петра и Павла, Всех святых. Во многих традиционно католических странах дни предписанных праздников официально являются выходными. В настоящее время разрешается ради удобства верующих переносить большинство праздников (кроме Рождества Христова и нескольких других) с буднего дня на ближайшее воскресенье.

 

ДВУНАДЕСЯТЫЕ ПРАЗДНИКИ, в богослужении Православной Церкви двенадцать великих праздников годового богослужебного круга (кроме праздника Пасхи). Подразделяются на Господские, посвященные Иисусу Христу, и Богородичные, посвященные Пресвятой Богородице. К великим двунадесятым праздникам относятся: 1) Рождество Пресвятой Богородицы, 2) Воздвижение Креста Господня, 3) Введение во храм Пресвятой Богородицы, 4) Рождество Христово, 5) Крещение (Богоявление) Господне, 6) Сретение Господне, 7) Благовещение Пресвятой Богородицы, 8) Вход Господень в Иерусалим, 9) Вознесение Господне, 10) Троица (Пятидесятница), 11) Преображение Господне, 12) Успение Пресвятой Богородицы.

К великим недвунадесятым праздникам относятся: Покров Пресвятой Богородицы, Обрезание Господне, Рождество Иоанна Предтечи, день святых первоверховных апостолов Петра и Павла, усекновение главы Иоанна Предтечи.

По времени празднования двунадесятые праздники разделяются на неподвижные (непереходящие) и подвижные (переходящие). Первые постоянно празднуются в одни и те же числа месяца, вторые каждый год падают на разные числа, в зависимости от даты празднования Пасхи. К подвижным двунадесятым праздникам относятся Вход Господень в Иерусалим, Вознесение Господне и Троица (Пятидесятница), к неподвижным — все остальные.

 

 

РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ, христианский праздник, отмечается 8 (21) сентября. В Православной Церкви входит в число Богородичных двунадесятых праздников, с него начинается годичный круг церковных праздников.

 

Содержание праздника

Согласно преданию Церкви, основанному на апокрифическом Протоевангелии Иакова, Мария родилась в маленьком городе Назарете, который был в презрении у иудеев (Евангелие от Иоанна 1:46). Родителями ее были святые праведные Иоаким и Анна. Иоаким происходил из царского рода, от колена Иудина, дома Давидова, а святая Анна — из архиерейского рода, от колена Левиина, из дома Аарона. Иоаким и Анна долго молились о даровании им детей и претерпели много насмешек и унижений из-за своей бездетности. Наконец, в глубокой старости Бог обрадовал их рождением преблагословенной Марии. Имя Марии в переводе с еврейского означает «высокая», «превосходящая».

 

История праздника

По времени своего появления праздник Рождества Богородицы — один из последних среди двунадесятых. Первое упоминание о нем на Востоке встречается в 5 в. у Прокла, патриарха Константинопольского, а на Западе — в Сакраментарии (Требнике ) папы Геласия (кон. 5 в. ). Однако эти свидетельства не являются достаточно достоверными. Праздник возник, по-видимому, вначале в Греческой Церкви, вскоре был принят в Риме, а затем и в дочерних церквах. Рождество Богородицы празднуется Иаковитской и Несторианской Церквами, что может свидетельствовать о том, что этот праздник появился в Восточной Церкви до 5 в., когда эти церкви отделились. Для Андрея Критского, составившего на Рождество Богородицы два слова и канон, это уже большой торжественный праздник. В Иерусалимском канонаре 7 в. (по грузинской версии) Рождество Богородицы — память с явными праздничными отличиями от других дней. На Западе регулярные упоминания о Рождестве Богородицы встречаются начиная с 7 в., но еще в 7-9 вв. этот праздник не имел всеобщего распространения. Литургисты 17 в. утверждали, что на Западе его впервые ввел епископ Шартрский Фульберт (ум. 1028), который содействовал широкому распространению праздника в Северной Франции.

 

Богослужебное празднование

В современную службу праздника в Православной Церкви вошли песнопения Андрея Критского, Иоанна Дамаскина, Германа, патриарха Константинопольского (ум. 740 ), Иосифа Песнопевца и др. Праздник Рождества Богородицы имеет один день предпразднства 7 (20) сентября и четыре дня попразднства. Отдание — 12 (25) сентября.

 

 

ВОЗДВИЖЕНИЕ Креста Господня, христианский праздник, посвященный воспоминанию обретения святой равноапостольной царицей Еленой подлинного креста, на котором был распят Иисус Христос, и воздвижения его для общего чествования и поклонения. Празднуется 14 (27) сентября. В Православной Церкви — Господский двунадесятый праздник. Это единственный праздник, получивший начало одновременно с самим событием, которому он посвящен. Первое Воздвижение отпраздновано в Иерусалимской Церкви в начале 4 в. при самом обретении креста. Источники называют различные даты этого события — 313, 326. Наиболее достоверным является свидетельство Александрийской хроники 6 в., относящей его к 14 сентября 320. По преданию, царица Елена, мать императора Константина Великого, в 325 отправилась в Иерусалим с целью отыскать крест, на котором был распят Господь, и место погребения Христа. В результате раскопок на месте храма Венеры было найдено три креста. Для того, чтобы узнать, на каком из них был распят Господь, кресты поочередно возлагали на умершего человека; когда положили третий крест, умерший ожил. От стечения множества народа не все могли видеть и целовать Крест Господень; тогда Патриарх Иерусалимский Макарий поднялся на возвышенное место и воздвигнул Крест так, чтобы народ мог его видеть. Это событие и было положено в основу богослужебного чина Воздвижения Креста. Частицы древа Животворящего Креста были разосланы по всей империи.

С праздником Воздвижения Креста в 335 было соединено обновление храма Воскресения, построенного Константином Великим на месте обретения Креста. Иерусалимская церковь совершала эти праздники ежегодно с большой торжественностью. По свидетельству западной паломницы в Иерусалим конца 4 в. Сильвии Аквитанки и церковного историка Созомена (5 в.), празднование в Иерусалиме продолжалось восемь дней, и каждый день служба совершалась в различных местах при стечении множества паломников. Церкви украшались так же, как на Пасху и Богоявление.

Особенно широкое распространение и торжественность праздник Воздвижения получил после обретения Креста Господня в результате заключения мира в 628 между Византией и Персией. Праздник стал называться Всемирным Воздвижением Честнаго и Животворящего Креста, т. е. общим для всех церквей Вселенской церкви. 3 мая — день торжественного внесения святого древа Императором Ираклием в Иерусалим — стал праздноваться в Западной церкви с 7 в. как «день обретения Креста».

Воздвижение имеет день предпразднства (13 сентября) и семь дней попразднства. Отдание — 21 сентября. Так как в праздник Воздвижения совершается служба кресту, то в этот день полагается строгий пост. После Вечерни крест Господень выносится из сосудохранильницы и полагается на престол; на Утрени, после великого славословия, крест выносится из алтаря, полагается на середине храма для поклонения; в соборных храмах и монастырях совершается особый чин воздвижения креста.

 

 

ВВЕДЕНИЕ во Храм Пресвятой Богородицы (греч. Eisodos — вход, лат. praesentatio — представление), христианский праздник, установленный в память апокрифического события из раннего детства Пресвятой Девы Марии. Празднуется 21 ноября (4 декабря). В Православной Церкви входит в число Богородичных двунадесятых праздников.

Согласно литургическому преданию Церкви, основывающемуся на 7 главе апокрифического Протоевангелия Иакова (2 в.), родители Девы Марии, Иоаким и Анна, в благодарность за дарование им дочери в глубокой старости, обещали посвятить Ее Богу, отдать на воспитание и служение при храме. Когда Марии исполнилось три года, Ее родители исполнили обет. К торжеству собрались все родные, знакомые и много юных дев; навстречу им вышел первосвященник, окруженный священниками, в числе которых был Захария, отец Иоанна Крестителя. Дева Мария, никем не поддерживаемая, взошла по ступеням Иерусалимского храма и вошла в Святая Святых.

Впервые упоминание праздника на Востоке появляется в 8-9 вв.: в Синайском праздничном Евангелии (715), во всех греческих месяцесловах с 9 в., но в качестве простой памяти, а не праздника. В Уставе Великой Константинопольской Церкви 9 в. на Введение не дано никакой службы, но оно отмечено записью «Собор св. Богородицы, когда Она принесена была родителями своими, принесенная в храм Господень 3 лет». В 11-12 вв. Введение на Востоке еще было простой памятью, что видно из месяцеслова при Евангелиях Остромировом (1056 ), Мстиславовом (до 1117 ), Охридском (13 в.), где для него указано только литургическое Евангельское чтение и где с ним совмещена другая память — святой Иулиании. Однако уже с 12 в. в литургических памятниках Востока помещается служба Введению, очень близкая по составу к современной.

Празднование Введения продолжается в общей сложности 6 дней — с 20 по 25 ноября.

На Западе праздник появляется под греческим влиянием только в 14 в. В Риме он был введен папой Сикстом IV (15 в.), и служба его включена в Бревиарий в качестве праздника «по желанию», «для некоторых мест». Папа Сикст V в 1585 сделал его обязательным для всей Католической Церкви. В современном календаре Католической Церкви Введение во храм – не праздник, а память.

 

 

РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО, великий христианский праздник, установленный в воспоминание рождения Иисуса Христа в Вифлееме. В Православной Церкви входит в число Господских двунадесятых праздников. Ввиду литургического воспоминания и празднования важнейшей тайны (наряду с пасхальной) спасения человеческого рода — Боговоплощения и пришествия в мир Сына Божия, рожденного во плоти, — является одним из самых значительных дней литургического года и одним из главнейших праздников в большинстве христианских конфессий. В настоящее время почти все христиане (за исключением Армянской Церкви) празднуют его 25 декабря (в соответствии с принятым в той или иной общине календарным стилем; в большинстве приходов Русской Православной Церкви это 7 января по новому стилю).

 

История праздника

Празднование христианами Рождества не прослеживается глубже 4 в. Дата его не связана с реальной датой рождения Иисуса Христа, которое, по всей вероятности, произошло не в зимнее время (в древности этот вопрос был предметом неоднозначных размышлений церковных авторов; один из самых ранних дошедших до нас текстов принадлежит Клименту Александрийскому, который упоминает 20 мая). День 25 декабря устанавливается в Римской Церкви в начале 4 в., чему первое свидетельство обнаруживается в т. н. «Календаре Филокала» (сведения относятся к 336). Возможно, выбор 25 декабря связан с приходившимся на этот день языческим солярным праздником «Рождения Солнца Непобедимого» (после зимнего солнцестояния начинает прибывать солнечный день), который с принятием в Риме христианства наполнился новым содержанием: рождение Христа стало пониматься как «Рождение Солнца Правды». В то же время в восточных Церквах — Иерусалимской, Антиохийской, Александрийской и Кипрской — праздник Рождества Христова соединялся с праздником Крещения Господня 6 января под общим названием Богоявления (празднование Рождества вместе с Богоявлением в некоторых восточных Церквах продолжалось до конца 4 в., в других — вплоть до 6 в. Армянская Церковь до сих пор празднует Рождество Христово 6 января, соединяя его с празднованием Крещения).

В 4 в. равноапостольная царица Елена построила храм на месте вифлеемской пещеры, прославленной рождением Христа. О повсеместном почитании праздника Рождества свидетельствуют поучения Отцов Церкви 4 в. — Ефрема Сирина, Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского, Иоанна Златоуста, написанные на этот праздник. В кодексе Феодосия (438) и Юстиниана (535) излагается закон о всеобщем праздновании дня Рождества Христова. Иоанн Златоуст первый ввел этот праздник в Антиохии в 386 или 387. Василий Великий поручил Григорию Богослову установить это празднование на Константинопольском соборе.

Позднейшим толкованием времени празднования Рождества Христова 25 декабря стало следующее: месяц и день смерти Христа точно известен из Евангелий, а (по распространенному уже в раннее средневековье церковному преданию) Христос должен был находиться на земле полное число лет (как число совершенное); отсюда следовало, что Христос был зачат в тот же день, в который пострадал, следовательно, в еврейскую Пасху, которая в тот год приходилась на 25 марта; отсчитывая от нее 9 месяцев, получали дату рождения Христа 25 декабря. Согласно одной современной гипотезе, выбор даты Рождества произошел по той причине, что первоначально христиане праздновали в одно и то же время Боговоплощение (под которым понималось не рождение, а зачатие Христа) и Пасху ; соответственно, со временем прибавление ко дню весеннего равноденствия 9 месяцев указало на дату празднования Рождества в зимнее солнцестояние.

 

Богослужебное празднование

Праздник Рождества Христова считался вторым после Пасхи в древней Церкви и таким почитается на Востоке по сей день. На Западе к 14 в. (по неясным пока причинам) он переместился на первое место, однако в результате литургической реформы в Католической Церкви, происшедшей после 2-го Ватиканского Собора, Пасхе было возвращено главенствующее место. Тем не менее, во многих католических странах народное благочестие по-прежнему отводит ему главенствующее место среди праздников.

Рождеству в православной традиции предшествует сорокадневный Рождественский или Филиппов пост [с 14 (27) ноября по 24 декабря (6 января) включительно; на Западе ему соответствует подготовительный период, именуемый «Адвентом» (лат. adventus — пришествие), несколько меньший по продолжительности и не предполагающий пощения]. Праздник Рождества имеет пять дней предпразднства (с 20 по 24 декабря) и шесть дней попразднства и завершается праздником Обрезания Господня. Канун, или день навечерия праздника, проводится в строгом посте и называется сочельником (сочевником); в этот вечер, по церковному уставу, употребляется в пищу сочиво (сушеные хлебные зерна, размоченные водой). В навечерие Рождества совершаются Царские Часы, Всенощное бдение начинается с великого Повечерия, на котором исполняется пророческая песнь «Яко с нами Бог». Церковные песнопения, прославляющие Рождество Христово, были написаны Романом Сладкопевцем, Софронием и Андреем Иерусалимскими (7 в.), Иоанном Дамаскином, Космой Маюмским, патриархом Германом (8 в.) и другими.

Сложившаяся практика празднования Рождества в латинском обряде предполагает совершение трех Месс, основная из которых приходится на ночь (две другие — на заре и днем). Их именуют «Ангельская», «Пастырская» и «Царская». Согласно символическим толкованиям, первая празднует предвечное рождение Сына от Отца, вторая — рождение Иисуса Христа от Девы, третья — мистическое рождение Бога в душе каждого верующего.

 

 

СРЕТЕНИЕ Господне, христианский праздник, посвященный воспоминанию событий, происшедших в сороковой день земной жизни Иисуса Христа, а именно встрече (слав. Сретение) Божественного Младенца в Иерусалимском Храме двумя ветхозаветными праведниками — Симеоном Богоприимцем и Анной Пророчицей ( Евангелие от Луки 2:22-39). Празднуется 2 (15) февраля. В Православной Церкви — Господский и Богородичный двунадесятый праздник.

 

Содержание праздника

По закону Моисееву, в сороковой день по рождении младенца мужского пола, первенца, мать должна была явиться с младенцем в храм для принесения жертвы о своем очищении, для представления младенца Богу и «выкупа», ибо по закону Моисееву все первенцы принадлежали Богу (Исход 13:12-13; Левит 12:1-8; Числа 3:13-18). В жертву приносили агнца (ягненка) и горлицу, а в случае бедности — двух горлиц, или голубиных птенцов. Выкуп же состоял из определенной законом цены (пяти сиклей). Пречистая Дева пришла в храм, чтобы исполнить все по закону. В очистительную жертву она, по своей бедности, могла принести только двух горлиц. В Иерусалимском храме младенца Иисуса встретили праведный Симеон, которому было обещано Святым Духом, что он не умрет, пока не увидит Христа Господня, и вдовица Анна, восьмидесяти четырех лет, жившая при храме. Праведный Симеон взял младенца на руки и сказал: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром; ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля». Анна Пророчица возвестила о Спасителе всем, кто с верою ожидал Его.

 

История праздника и богослужебное празднование

Праздником Сретения завершается цикл рождественских праздников, посвященных прославлению явившегося в мир Спасителя. Древнейшим историческим свидетельством о праздновании Сретения на христианском Востоке являются записки западной паломницы в Иерусалиме конца 4 в. Сильвии, в которых Сретение еще не названо самостоятельным праздником, а именуется «сороковым днем от Богоявления». В кратких описаниях торжества, совершающегося в этот день в Иерусалиме, упоминается шествие в Храм Воскресения (как и на Пасху), пресвитерские и епископские проповеди с толкованием Евангелия от Луки, затем обычная Литургия и отпуст. Аналогичное название праздника зафиксировано и в армянском Лекционаре, содержавшем краткие богослужебно-уставные заметки о праздниках годового цикла, совершавшихся в Иерусалиме в начале 5 в. Вероятно, в это время праздник Сретения существовал в Иерусалимской церкви как местночтимый и служил отданием всего сорокадневного цикла праздников, посвященных Богоявлению.

Закрепление праздника Сретения в календаре Константинопольской Церкви произошло не ранее первой половины 6 в. при византийском императоре Юстине I (правил 518-527), учредившем его торжественное празднование. Его преемник, Юстиниан I, перенес праздник с 14 на 2 февраля, в соответствии с календарной традицией Римской Церкви, отмечавшей Рождество Христово 25 декабря.

В Иерусалимской традиции 5-7 вв. встречаются два основных названия праздника: Встреча Господа и праздник Очищения. Первое название закрепилось в Византии со времени официального введения там праздника Сретения, а также в григорианской традиции Рима. Второе — в многовековой богослужебной традиции папы Геласия (кон. 5 в.), согласно которой праздник именовался Очищением Блаженной Девы Марии. В Римской Церкви в древности доминировала богородичная тематика Сретения, в отличие от восточной традиции, согласно которой праздник имел статус Господского и постепенно был трансформирован в праздник Богородичный (в богослужебной литературе он иногда называется Сретение Пресвятой Богородицы). Так, согласно богослужебному Уставу, если праздник Сретения попадает на воскресенье, то служба воскресная не отменяется, а соединяется вместе с службой Сретения, как происходит и в двунадесятые Богородичные праздники.

Праздник Сретения имеет один день предпразднства 1 (14) февраля — и семь дней попразднства. Отдание — 9 (22) февраля.

На Западе только после 2-го Ватиканского собора праздник вновь стал Господским и именуется по-латыни «Представление [Praesentatio] Господне», хотя среди русских католиков сохраняется название «Сретение Господне». Одной из важных особенностей богослужения Сретения в латинском обряде является благословение свечей, с которыми верующие стоят на Мессе, а потом благоговейно хранят их дома в течение года (свеча в данном случае символизирует Христа — «Свет к просвящению язычников»). Обычай благословения свечей на Сретение воспринят и православными (в частности, во многих приходах Украины).

 

 

БЛАГОВЕЩЕНИЕ Пресвятой Богородицы, христианский праздник, посвященный воспоминанию возвещения архангелом Гавриилом Деве Марии тайны воплощения от нее Бога Слова (Евангелие от Луки 1:26-38). Празднуется 25 марта (7 апреля по новому стилю). В Православной Церкви входит в число Богородичных двунадесятых праздников.

По времени установления праздник Благовещения является одним из древнейших. О древности его свидетельствуют в своих поучениях на этот праздник Отцы Церкви 3-4 веков: Григорий Неокесарийский, Афанасий Александрийский, Иоанн Златоуст, Иероним, Августин и др., которые называли его древним и обычным церковным праздником. В 8 в. Иоанн Дамаскин и Феофан, митрополит Никейский, составили каноны на праздник Благовещения.

Крайние сроки, с которыми может совпадать Благовещение, — четверг третьей недели Великого Поста и среда Светлой Седмицы. Церковное празднование Благовещения не отменяется, если даже праздник приходится на Пасху (такое соединение великих праздников называется «Кириопасхой»), и тогда с пасхальными песнопениями соединяются песнопения Благовещения. Если Благовещение приходится на пост, то пост ради него ослабляется, поэтому еще 6 Вселенский собор постановил совершать в день Благовещения Литургию Иоанна Златоуста, а не Литургию Преждеосвященных Даров. Благовещение имеет один день предпразднства и один день попразднства.

Название праздника «Благовещение Пресвятой Богородицы», установившееся в средние века как на Востоке, так и на Западе, сравнительно позднее; Католическая Церковь после 2-го Ватиканского собора вернула ему более раннее название – «Благовещение Господне» (русские католики, ввиду непривычности подобного наименования для русской традиции, называют праздник просто «Благовещением»).

 

 

ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ, христианский праздник, посвященный воспоминанию входа Иисуса Христа в Иерусалим за неделю до Его страданий и крестной смерти, когда народ приветствовал Его как Царя. В Православной Церкви входит в число Господских двунадесятых праздников. Празднуется в последнее воскресение перед Пасхой, в т. н. «неделю ваий» (baion) (Вербное воскресенье).

 

Содержание праздника

Вход Господень в Иерусалим описан во всех Евангелиях (Матфей 21:1-11; Марк 11:1-11; Лука 19:29-44; Иоанн 12:12-19). Христос, приближаясь к горе Елеонской, воссел на молодого осла и шествовал в сопровождении множества народа, который устилал Ему путь одеждами и древесными ветвями. Перед Господом, как перед царем победителем, народ нес пальмовые ветви и восклицал: «Осанна сыну Давидову! Благословен Царь, грядущий во имя Господне! (псалом 117:26 ) Осанна в вышних!» Вспоминая это событие, Церковь видит в нем шествие Господа для принесения Себя в жертву за грехи мира, исполнение ветхозаветных пророчеств о царском служении Иисуса Христа (Бытие 49:1-12; Софония 3:14-19; Захария 9:9-14).

 

История праздника

Начало праздника восходит к ранним временам христианства. Первое свидетельство о нем принадлежит святому Мефодию Патарскому, оставившему поучение на этот день. В 4 в. праздник, по словам святого Епифания Кипрского, совершался очень торжественно. Подробное описание празднования его в Иерусалиме в 4 в. оставила западная паломница Сильвия Аквитанка. После окончания Утрени и Литургии, в начале седьмого часа (1 час дня) весь народ с епископом собирался в церкви на горе Елеон, где пелись гимны и антифоны и читался 9 Час. Затем все шли с песнями на Имвомон, место вознесения Иисуса Христа на Елеонской горе, где все садились для чтений. Когда наступал одиннадцатый час, читался отрывок из Евангелия, описывающий, как дети с ветвями и пальмами встречали Господа, восклицая: «Благословен грядый во имя Господне!». Затем епископ и народ вставали и шли с песнопениями и антифонами к храму Воскресения с пением «Благословен грядый во имя Господне!» (лития). В шествии принимали участие все дети, даже те, которые не умели ходить, все держали в руках пальмовые и масличные ветви. Уже вечером приходили в храм Воскресения и служили там Вечерню, после чего народ отпускался. Таким образом древний обычай шествия на осляти в неделю ваий и современный обычай употребления и благословения ваий (заменяемых по необходимости вербами) получил начало в Иерусалиме.

Многие из Отцов Церкви 4 в. оставили поучения на этот праздник. Церковные песнопения были составлены в 7-9 веках Андреем Критским, Космой Маюмским, Иоанном Дамаскином, Иосифом Студитом и Феодором Студитом, Феофаном, императором Львом VI Мудрым и др.

 

Особенности богослужения

Особенностью праздника Входа Господня в Иерусалим является освящение на Утрени, после евангельского чтения ваий (финиковых, пальмовых ветвей) или верб. Отсюда название праздника — Неделя ваий, Цветоносная неделя или Вербное воскресенье; на Западе одно из названий — Пальмовое воскресенье.

Праздник Входа Господня во Иерусалим не имеет ни предпразднства, ни попразднства, т. к. окружен днями Четыредесятницы и Страстной седмицы.

 

 

ВОЗНЕСЕНИЕ Господне (греч. Analepsis), христианский праздник, установленный в воспоминание вознесения Иисуса Христа на небо. Празднуется в 40-й день Пасхи, на следующий день после ее отдания, и всегда приходится на четверг 6-й седмицы по Пасхе. В Православной Церкви входит в число Господских двунадесятых праздников.

 

Содержание праздника

Событие Вознесения описано в Евангелиях от Марка (16:12-19), от Луки (24:50-52) и Деяниях апостолов (1:1-12). Велев апостолам оставаться в Иерусалиме и ждать обетования Святого Духа, Иисус вывел учеников из города к Вифании и, благословляя их, вознесся на небо. Когда ученики с Елеонской горы смотрели на облако, скрывшее Господа из виду, им явились ангелы и объявили, что Сын Божий таким же образом снова придет на землю. Апостолам дано было понять, что Христос уже не будет видим на земле в телесном виде, как это было до и после Его Воскресения. Смысл праздника состоит в том, что через Вознесение Господне падшее, подверженное тлению человеческое естество возводится к бесконечной божественной жизни. Христос, воскреснув силой Своего Божества, через Вознесение удостоил обоженное человеческое естество величайшей славы «сидения одесную Отца».

 

История праздника

Установление праздника Вознесения относится к первым векам христианства. «Апостольские постановления» предписывают совершать его в сороковой день Пасхи (кн. 5, гл. 18 ). В 4 в. святая равноапостольная царица Елена построила базилику в честь Вознесения на Масличной горе (впоследствии разрушенную); на самом месте Вознесения была церковь. В описании западной паломницы Сильвии Аквитанки, посетившей Иерусалим в конце 4 в., этот праздник назывался еще не Вознесением, а «40 днем после Пасхи». В ночь на 40-й день в Вифлеемской пещере Рождества Христова совершалось молитвенное бдение, на которое шли из Иерусалима после 6 часа (12 часов дня ), а в сам праздник — Литургия. Святой Иоанн Златоуст называет праздник Вознесения важнейшим и великим и относит его к числу праздников, установленных апостолами. Святой Августин, упоминая о повсеместном чествовании праздника, также приписывает его установление апостолам. Каноны на Вознесение Господне написаны св. Иоанном Дамаскином и преподобным Иосифом Песнопевцем . Кондак и икос принадлежат Роману Сладкопевцу.

Праздник Вознесения продолжается десять дней и имеет один день предпразднства, совпадающий с отданием Пасхи, и восемь дней попразднства. Отдание — в пятницу 7-й седмицы по Пасхе.

 

 

ТРОИЦА (Пятидесятница) (греч. Pentekoste), величайший христианский праздник, празднуемый в 50-й день Пасхи в память сошествия Святого Духа на апостолов и посвященный прославлению Святой Троицы. В Православной Церкви — великий двунадесятый праздник. На Западе праздник Пятидесятницы не носит названия Троицы, хотя тесно связывается с ее почитанием. С 14 в. праздником Троицы в Католической Церкви стало называться воскресенье по Пятидесятнице.

 

Содержание праздника

Название Пятидесятницы праздник получил потому, что сошествие Святого Духа на апостолов совершилось в ветхозаветный праздник Пятидесятницы, установленный в память дарования еврейскому народу Закона при горе Синай; он праздновался в 50-й день после Пасхи и приходился на окончание жатвы и собирания плодов, первые начатки которых приносились в жертву в храме. Именно в этот день, в 50-й день по Воскресении Иисуса Христа, когда все ученики были собраны в одной горнице, вдруг сделался шум, «как бы от несущегося сильного ветра... и явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них». Апостолы исполнились Духа Святого и стали говорить разными языками (Деяния апостолов 2:1-47). Сошествием Св. Духа на апостолов открылась совершительная деятельность третьего лица Пресвятой Троицы, и учение Иисуса Христа о Триедином Боге достигло совершенной ясности и полноты. Событие Сошествия Святого Духа на апостолов считается началом Христианской Церкви.

 

История праздника

По преданию, праздник Сошествия Святого Духа установлен апостолами, однако упоминания о нем, содержащиеся в Новом Завете (1 Коринфянам 16: 8; Деяния 20:16), не дают оснований считать, что речь там идет о праздновании христианской Пятидесятницы. От 2 в. нет достоверных свидетельств о существовании этого праздника. Однако уже в исторических источниках 3 в. Пятидесятница представлена общераспространенным праздником. Так, у Тертуллиана Пятидесятница выступает и как период в 50 дней, и как христианский праздник (О крещении, гл. 19). О Пятидесятнице как об отдельном празднике ясно говорит Ориген (Против Цельса, VIII, 22). В «Апостольских Постановлениях» (3-5 вв.) заповедано праздновать Пятидесятницу: «Спустя десять дней по Вознесении бывает пятидесятый день от первого дня Господня (Пасхи); сей день да будет великим праздником; ибо в третий час сего дня Господь Иисус послал дар Святаго Духа. Пятидесятницу празднуйте одну седмицу» (кн. V, гл. 20). С 4 в. свидетельства о Пятидесятнице и как о священном периоде в 50 дней, и как об особом празднике становятся общими у церковных писателей (Августин, Иоанн Златоуст, Григорий Богослов). Иоанн Златоуст упоминает об обычае украшать в этот день дома зеленью, Григорий Богослов — об обычае крещения в этот день. От 4 в. до нас дошло подробное описание богослужения в день Пятидесятницы в Иерусалимской Церкви, принадлежащее западной паломнице Сильвии. Богослужение продолжалось почти непрерывно в течение суток и состояло из совершения Всенощного бдения в церкви Воскресения, двух Литургий (в Мартириуме и на Сионе) и литии на Елеоне, в церкви пещеры, в Мартириуме, в храме Воскресения и на Сионе. Все богослужение оканчивалось около полуночи.

 

Богослужебное празднование

От 7 в. сохранилось описание древнейшего чина богослужения Пятидесятницы в Иерусалимском канонаре (Уставе) на грузинском языке. Этот чин имеет такие же литии, какие описаны у Сильвии, и в них даются зародыши современных трех коленопреклоненных молитв, читаемых ныне на праздничной Вечерне. В Уставе Великой Константинопольской церкви (9 в.) имеется полный чин богослужения на день Пятидесятницы для Восточной Церкви. Это одно из самых торжественных богослужений в году, имеет те же особенности, что и богослужения Пасхи и Рождества Христова.

Особую торжественность придавал празднику Пятидесятницы обычай древней Церкви совершать в этот день крещение оглашенных. В 4 в. Василием Великим были составлены коленопреклоненные молитвы, читаемые на праздничной Вечерне, соединяемой с Литургией.

Праздник Пятидесятницы имеет один день предпразднства и шесть дней попразднства. На следующий день после Пятидесятницы, в понедельник — праздник в честь Всесвятого Животворящего Духа (Духов день). Отдание Пятидесятницы совершается в следующую после праздника субботу. В день Пятидесятницы храмы по древнему обычаю украшаются зеленью и цветами.

 

 

ПРЕОБРАЖЕНИЕ Господне, христианский праздник, посвященный воспоминанию Преображения Иисуса Христа. Празднуется 6 (19) августа. В Православной Церкви — Господский двунадесятый праздник. Все три синоптических Евангелия содержат сходные описания Преображения Господня (Матфей 17:1; Марк 9:2; Лука 9:28). Вскоре после того, как Спаситель открыл ученикам, что Ему надлежит пострадать, быть убиту и в третий день воскреснуть, Он возвел трех апостолов — Петра, Иакова и Иоанна на гору Фавор и преобразился перед ними: лицо Его просияло, как солнце, одежды сделались белы, как снег. Преображение Христово сопровождалось явлением ветхозаветных пророков Моисея и Илии, которые говорили с Иисусом о Его близком отшествии. Всех их осенило светлое облако, и из него послышался глас: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте».

Празднованием Преображения Церковь исповедует соединение во Христе двух естеств — человеческого и Божественного. Преображение есть явление Сына при свидетельстве Отца в Духе Святом, то есть откровение всех Лиц Святой Троицы. Преображение состояло не в изменении Божественной природы Христа, но в явлении Его Божества в природе человеческой. Согласно Иоанну Златоусту, Преображение произошло «дабы показать нам будущее преображение естества нашего и будущее Свое пришествие на облаках во славе с ангелами».

Праздник Преображения Господня существовал уже в 4 в., о чем свидетельствуют поучения и слова Ефрема Сирина и Иоанна Златоуста. Мать Константина Великого, святая равноапостольная Елена, построила на горе Фавор храм в честь Преображения, разрушенный в 12 в. Салах-ад-дином. Песнопения в честь праздника были написаны Иоанном Дамаскином и Космой Маюмским (8 в.). На Западе праздник еще в 12 в. не был всеобщим; его учредил в 1457 папа Каллист III, установив тогда же богослужебный чин.

Празднование Преображения продолжается 9 дней, с 5 (18) по 13 (26) августа. В этот праздник по древнему церковному обычаю совершается освящение первых плодов (злаки, виноград или яблоки).

 

 

УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ, христианский праздник, последний в годичном круге великих праздников. Посвящен событию окончания земной жизни Пресвятой Богородицы. Празднуется 15 (28) августа. В Православной Церкви — Богородичный двунадесятый праздник.

 

История праздника

Самые ранние из дошедших до нас памятников, повествующих о кончине Богоматери, датируются 4 в. и содержат различные данные о том, где, как и как долго жила Пресвятая Дева после окончания земной жизни Спасителя. Неодинаковы также повествования о кончине и погребении Богородицы. Однако в большинстве своем эти тексты сходятся в том, что Пресвятая Дева Мария была телесно восхищена (взята) от земли на небо. Согласно преданию, нашедшему отражение в богослужебных текстах, после Вознесения на небо Господа Иисуса Христа Пресвятая Дева, оставаясь, согласно повелению своего Сына, на попечении святого апостола Иоанна Богослова (Иоанн 19:25-27), пребывала в подвигах поста и молитвы. Ко времени Успения Пресвятая Дева жила в Иерусалиме. За три дня до Ее кончины Ей явился Архангел Гавриил и возвестил о предстоящем Успении. В день кончины Божией Матери апостолы, кроме апостола Фомы, были восхищены на облаках из разных стран земли и собраны в Иерусалиме, где стали свидетелями Ее мирного преставления. Тело Богоматери апостолы погребли в Гефсимании, где покоились Ее родители и праведный Иосиф. На третий день после погребения Божией Матери явился апостол Фома и пожелал видеть Ее гроб. По его желанию гроб был открыт, но пречистого тела Богородицы в гробнице уже не было — там лежала только плащаница в качестве непреложного свидетельства Ее преставления. Господь, воскресший в третий день, воскресил в третий день и Приснодеву Марию.

Установление праздника Успения восходит, по-видимому, к традиции Иерусалимской Церкви, где этот праздник известен уже к 5 в. На Западе праздник Успения до 8 в. не был всеобщим. В 813 он стал обязательным для Франции. Однако и в 12 в. на Западе Успение уступало в торжественности дням особо чтимых святых.

 

Особенности богослужения

Праздник Успения имеет один день предпразднства и 9 дней попразднства. Отдание его совершается 23 августа (5 сентября). Празднику предшествует двухнедельный (Успенский) пост с 1 (14) по 14 (27) августа. В некоторых местах ради особого чествования праздника совершается особая Служба погребению Богоматери (особенно торжественно — в Иерусалиме, в Гефсимании). Особенность ее состоит в том, что она совершается по подобию службы Утрени Великой Субботы и включает чтение 17-й кафизмы («Блаженни непорочнии»).

На Востоке и на Западе у этого праздника различные названия. Греки стали называть его «koimesis» — «погружение в сон» (церк.-слав. — Успение). На Западе закрепилось латинское слово «assumptio» — «взятие», «принятие», поэтому среди русских католиков латинского обряда применительно к этому празднику используется (параллельно с устоявшимся в русской традиции «Успением») название «Взятие Пресвятой Девы Марии в небесную славу».

 

 

ПОКРОВ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ, христианский праздник в память явления ок. 910 во Влахернском храме в Константинополе Богородицы, простирающей свой покров над всеми верующими. Отмечается 1(14) октября.

 

 

ОБРЕЗАНИЕ Господне, великий (не двунадесятый) праздник Православной Церкви, празднуется 1(14) января. В Католической Церкви после начала 1970-х гг. не входит в общий календарь. Обрезание со времен Авраама совершалось у иудеев над восьмидневными младенцами мужского пола и служило знамением вступления в Завет с Богом ( Бытие 17:14; Левит 12:2-3). При обрезании младенцу давалось имя. Иисус Христос, происшедший во плоти из племени Авраама, был также обрезан в восьмой день по Своем рождении и назван Иисусом — именем, предвозвещенным Деве Марии архангелом Гавриилом ( Лука 1:31; 2:21). Таким образом, Обрезание Господне — это также праздник наречения Господу имени Иисус. Празднованием Обрезания Церковь утверждает веру в то, что Иисус Христос был Богочеловеком и принял не мнимое и призрачное, а истинное тело человека.

Начало праздника относится к первым векам христианства. До нас дошли поучения Отцов Церкви 4 в. на этот праздник — Амфилохия Иконийского, Григория Нисского, Амвросия Медиоланского и др. От 5 в. сохранилась беседа на день Обрезания Максима, епископа Туринского. В 4 в. с празднованием Обрезания было соединено празднование Василию Великому, поэтому в этот день совершается Литургия Василия Великого. Канон Обрезанию написан в 8 в. Стефаном Савваитом. Праздник продолжается один день и служит одновременно заключением праздника Рождества Христова.

 

БОГОСЛУЖЕБНЫЕ КНИГИ

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА

ВЕРНУТЬСЯ В МЕНЮ

WWW.VERUI.NAROD.RU

Hosted by uCoz