Об отношении к священникам и к исповеди
Согласно правилам
Православной Церкви ее члены должны прибегать к исповеди, начиная с семилетнего
возраста. Иными словами, уже с семилетнего возраста Церковь считает человека
способным отвечать перед Богом за свои поступки, бороться со злом в себе и
получать благодатное прощение в таинстве Покаяния. Дети и подростки,
воспитанные своими родителями в христианской вере, по Православной традиции
после семи лет приходят на исповедь, чинопоследование
которой ничем не отличается от обычного.
Как часто надо исповедоваться? Надо исповедоваться возможно чаще, по крайней мере, в каждый из
четырех постов. Нам, неискусным в покаянии, необходимо вновь и вновь учиться
каяться. Необходимо стремиться к тому, чтобы промежутки между исповедями были
наполнены духовной борьбой, усилиями, питаемыми плодами последнего
говения и возбуждаемыми ожиданием приближающейся
новой исповеди.
Хотя и желательно иметь своего духовника, но это
вовсе не обязательное условие для истинного покаяния. Для человека,
действительно страдающего от своего греха, безразлично, у кого он исповедует
его; лишь бы как можно скорее покаяться в нем и получить отпущение. Покаяние
должно быть совершенно свободным, никак не вынужденным лицом исповедующим.
Но те духовные связи, которые образуются между
исповедующимся и исповедником, хотя и не являются каким-либо формальными, не
могут ставиться ни во что. Подлинная
церковная жизнь требует постоянства и крепости таких связей -
"пастыря" со своими, ибо только на такой основе и возможна жизнь
духовная.
Общение со священником на исповеди - это
неторопливое перечисление своих грехов и выслушивание молитв. К священникам,
пастырям, нельзя относиться лишь как к требоисполнителям.
К сожалению, потребительское отношение к Церкви
остается одним из самых распространенных пороков нашей церковной жизни.
"Потребительство"
многолико, оно вырастает не только из лености и равнодушия к Церкви, но порой
из "ревности не по разуму", отсюда и злоупотребление пастырским
вниманием, своего рода исповеди-спектакли, разыгрываемые перед священником,
отсюда "паломничество" из монастыря в монастырь, от духовника к
духовнику, сопровождающееся всякого рода околоцерковными
пересудами, подменяющими, по сути, духовную жизнь.
Самым опасным и очень распространенным видом
церковного "потребительства" является
безответственное отношение к Святым Христовым Тайнам. Повсеместно принятая
общая исповедь постепенно приучает мирян причащаться вовсе без исповеди, не
говоря уже о предписанной уставом подготовке.
Всякий приступающий к исповеди должен знать:
исповедь - не индульгенция, при которой чувство смущения, стыда и даже покаяния
служит как бы платой, вносимой за грех и позволяющей жить дальше
как ни в чем не бывало. Исповедь - это глубоко личностный акт, а вместе с
подготовкой к исповеди и процесс, в котором человек раскрывается не только для
Бога, но и для самого себя. Исповедь без преувеличения можно назвать процессом
рождения личности, процессом иногда мучительным, ибо человеку приходится что-то
от себя отсекать, что-то вырвать из себя с корнем, но и процессом спасительным
и в итоге всегда радостным.
Есть еще один момент, на который надо обратить
внимание, - уважение к исповеди.
Часто из-за толчеи в храме люди стоят чуть ли не вплотную к священнику и исповедующемуся,
так что даже могут слышать их. Никакая толчея не может здесь служить
оправданием, и никто не должен подходить к священнику и исповедующему так
близко.
Тайна исповеди должна быть ограждена от всего, в
том числе и от давки.
WWW.VERUI.NAROD.RU